Затихавшая полтора года назад борьба двух российских алюминиевых холдингов 30 марта может получить продолжение. На внеочередном собрании ОАО «Металлург» представители «Русского алюминия» попытаются получить доступ к информации «СУАЛ-холдинга» по выводу компании на международные финансовые рынки. Возможность не пустить шпионов к секретам у «СУАЛа» есть, но от его применения в компании отказались, чтобы не оттолкнуть западных инвесторов.
Конфликтная ситуация вокруг ОАО «Металлург», которое с конца 2002 года находится в зоне интересов «СУАЛ-холдинга», возник в конце ноября прошлого года. Тогда РФФИ выставило на аукцион 14% акций предприятия. По итогам закрытых торгов обладателем пакета ценных бумаг оказался не «СУАЛ», а его конкурент – компания Олега Дерипаски «Русский алюминий». Комментируя данный шаг, наблюдатели в один голос заговорили о возобновлении войны между двумя компаниями, которая закончилась в 2002 году, как раз после вхождения «Металлурга» и других предприятий, принадлежавших третьему российскому алюминиевому холдингу «СевЗапПрому».
После этих комментариев возникла почти четырехмесячная пауза, которая должна быть прекращена 30 марта на внеочередном собрании акционеров «Металлурга». По требованию законодательства, на нем будет изменен состав совета директоров –представитель РФФИ Георгий Слабиков должен его покинуть. Претендентов на освобождающее место предостаточно – на семь мест в совете директоров выставлено 14 кандидатов.
Только «Русский алюминий» выдвинул семь кандидатов. Среди них член совета директоров Самарского металлургического завода (СМЗ) и Ачинского глиноземного комбината (АГК), входящих в «Русал» Константин Карлин, член совета директоров АГК и Новокузнецкого алюминиевого завода (НАЗ) Дмитрий Олейник, член совета директоров ООО «РОСТАР» Оксана Почуйкина, член совета директоров «Саяногорского алюминиевого завода» и ОАО «САЯНАЛ» Наталья Царегородцева, член совета директоровНАЗ Михаил Широков, а также Сергей Лапшев и Тимур Супатаев. От любых комментариев в самом «Русале» отказываются.
Оно и понятно, обе компании ждут друг от друга самых неожиданных поступков. В инвестиционной компании «Атон» считают, что свой пакет акций «Металлурга» «Русал» использует для осложнения осуществления планов «СУАЛа» по становлению публичной компанией. «Дело в том, что «Русал» и его владельцы-бенефициары давно известны тем, что используют миноритарные пакеты для «выжимания» уступок у холдингов, которые желают реформировать свою структуру перед входом на фондовые рынки (так было в случае с Илимским и Котласским целлюлозно-бумажными комбинатами)», — отмечается в оценке данной «Атоном» этой сделке.
Впрочем, судя по последним событиям вокруг компании Олега Дерипаски, «СУАЛу» стоит ждать не торга за уступки, а получения конкурентом документации по выходу на рынки западного капитала. По мнению аналитика ИК «Атон» Николая Иванова, «Русал» хочет получить доступ к информации «СУАЛа», структуре принятия решений. «Уже сейчас понятно, что «СУАЛ» станет первой российской алюминиевой компанией, которая выйдет на рынок IPO. Акции «Металлурга» позволят посмотреть за процессом подготовки и размещения изнутри, чтобы потом, когда «Русал» сам будет выходить на рынок, иметь опыт и не совершить ошибок», — уверен господин Иванов.
В способности «Русала» на такой поступок никто не сомневается. Не исключено, что компания Олега Дерипаски уже воспользовалась услугами китайских коллег для разработки опытного электролиза на силу тока 300 КА, к испытаниям которого недавно приступили на Саянском алюминиевом заводе. Напомним, что западные алюминщики из компании «Perchiney» в течение нескольких лет работали над новым электролизом, который позволяет существенно повысить эффективность производства. По непроверенным данным за чертежами французов охотились крупнейшие компании, но всех опередила китайская разведка, заполучившая документацию и в последствии, якобы, перепродавшая ее именно «Русалу», который, ничуть не сомневаясь, запустил оборудование в производство. Естественно, что затраты, понесенные российскими металлургами были в сотни раз меньше, чем затраты французов на разработку оборудования.
Понимая опасность появления представителя конкурента в близости от документов (в западной прессе давно утверждается, что главным тормозом на пути продажи активов господина Дерипаски таким гигантам, как Alcoa и Alcan-Pechiney, является именно меньшая по сравнению с «СУАЛ-холдингом» активность на международном рынке), в «СУАЛ-холдинге» также готовятся к собранию акционеров. При этом законодательство позволяло компании не пустить в совет директоров конкурента – формируя повестку собрания акционеров, прежний состав совета директоров чисто гипотетически мог вынести на обсуждение вопрос о сокращении количества мест в совете директоров. При уменьшении членов высшего органа управления, пакет «Русала» не давал бы ему права претендовать даже на одно место (так поступил, например, «СИБУР»).
Только от такого развития событий в руководстве «СУАЛа» отказались, и утвержденная повестка собрания данного вопроса не предусматривает. Почему компания решила не идти на конфликт – можно только догадываться. Вероятно, в «СУАЛе» посчитали, что ущемление интересов акционера, пусть и подозреваемого в возможном шпионаже, может нанести ущерб имиджу компании перед выходом на зарубежные рынки капитала. А восстановить доброе имя гораздо сложнее, чем уследить за одним членом совета директоров одного из предприятий.
Впрочем, ситуация может быть и еще более простой. Тот же самый «Атон» напоминает о том, как в 2002 году две компании боролись за Надвоицкий алюминиевый завод, который входил в круг интересов «СУАЛа». В ноябре 2002 года «Русал» купил 32% акций предприятия, и только после долгих переговоров компания Олега Дерипаски продала акции «СУАЛу». Сумма сделки не разглашена до сих пор, но мало кто сомневается, что прибыль от дальнейшей продажи намного превысила расходы «Русала» на покупку ценных бумаг. Повторить эту операцию еще раз, имея на руках пакет акций интересного для «СУАЛа» предприятия, компании не составит особого труда.