Хотя Филипп Варен, глава Коруса, и говорит, что хочет придать этой англо-голландской сталелитейной компании более интернациональный характер, француз не уточнил, распространяется ли это на заимствование новых деловых идей из России. Похоже, однако, именно этого от него хотят два самых известных магната российской металлургии.
Как выяснилось, Алишер Усманов и Олег Дерипаска приобрели в общей сложности от 11 до 14 % акций ‘Коруса’. Хотя г-н Усманов требует еще и места в совете директоров ‘Коруса’, оба они, судя по всему, стараются уговорить ‘Корус’, что сотрудничество с ними в их деловых операциях в России будет в интересах компании.
Г-н Варен, пришедший в ‘Корус’ в мае прошлого года с задачей вывести убыточную компанию из серии кризисов, несомненно заинтересован в России. В прошлом месяце он побывал на конференции по проблемам сталелитейной промышленности, организованной в Москве Институтом Адама Смита — британским аналитическим центром по проблемам рыночной экономики. По неподтвержденным сообщениям, там он имел по крайней мере одну встречу с Усмановым.
Один британский специалист по сталелитейной промышленности заметил: ‘Со стороны г-на Варена было бы очень глупо не обращать внимания на Россию, которая сегодня представляет собой очень важную силу в сталелитейной отрасли’. Вопрос в том, проявит ли г-н Варен достаточно мудрости, чтобы серьезно отнестись к тому, что ему предлагают г-н Усманов и г-н Дерипаска.
Оба они — тяжеловесы в мире бизнеса. Г-н Усманов возглавляет ‘Газпроминвестхолдинг’, финансовое отделение ‘Газпрома’ — крупнейшего в мире производителя природного газа, находящегося под контролем государства. Но, помимо этого, у него есть и личные интересы в металлургической промышленности. Он контролирует одно из крупнейших российских месторождений железной руды на Урале, а также расположенный поблизости сталелитейный завод.
Г-н Усманов неоднократно заявлял о своей заинтересованности в установлении связей между ‘Корусом’ и своими российскими предприятиями. В частности, он считает, что российские рудники и заводы могли бы снабжать голландские и британские предприятия ‘Коруса’ сырьем — железной рудой, и полуфабрикатами — стальным листом.
Эта идея может понравиться ‘Корусу’. Она чем-то напоминает стратегию компании образца 2002 г., когда та подумывала о слиянии с ‘Си Эс Эн’ — бразильской компанией, производящей самую дешевую сталь в мире. Предполагалось, что бразильские заводы будут поставлять сырье для европейских предприятий ‘Коруса’. Однако идея слияния провалилась из-за финансовой неопределенности.
Тридцатишестилетний г-н Дерипаска считается у себя на родине одним из умнейших и самых амбициозных бизнесменов: наибольшую известность он приобрел, когда вышел победителем из борьбы за контроль над российской алюминиевой промышленностью, которая велась крайне сомнительными методами. Г-н Дерипаска владеет 75% акций компании ‘Русал’ — крупнейшего производителя алюминия в России. За 2 миллиарда долларов (1,1 миллиарда фунтов) он выкупил двадцатипятипроцентный пакет акций, принадлежавший его деловому партнеру Роману Абрамовичу, владельцу лондонского футбольного клуба ‘Челси’.
У г-на Дерипаски есть и другая собственность в сталелитейной, автомобильной промышленности и области производства электроэнергии. Имя Дерипаски, вместе с именем Михаила Черного, его бывшего партнера по алюминиевой отрасли, упоминалось в иске на 2,7 миллиарда долларов, поданном в США по обвинениям в убийстве, мошенничестве и коррупции. Иск, поданный конкурентами по бизнесу, в 2003 г. был отклонен судьей Нью-Йоркского окружного суда. Г-да Дерипаска и Черный отрицают все обвинения.
Похоже, г-н Дерипаска — один из немногих российских олигархов, кому удалось выйти невредимым из проводившейся в последние несколько лет под руководством Кремля кампании, направленной против магнатов российского бизнеса. В то время как бизнесмены ‘старшего поколения’ все чаще говорят о продаже своей собственности и отъезде из России, г-н Дерипаска чувствует себя достаточно уверенно, чтобы продолжать инвестиции в свои российские предприятия.
Патрик Флокхарт, директор-управляющий лондонского бюллетеня ‘Стил Бизнес Брифинг’, отмечает: ‘На месте г-на Варена я бы воспринял этих людей всерьез — особенно г-на Усманова, который готов вложить в компанию большие деньги’.
Другие наблюдатели, однако, утверждают, что русские неправильно повели дело, публично заявив о своих намерениях: ‘Требование г-на Усманова о предоставлении ему места в совете директоров представляется мне несколько наивным и отдает стремлением к самовозвеличиванию, — заметил один эксперт в области сталелитейной промышленности. — Русские думают, что, заняв такую позицию, они смогут настоять на своем. В России это, может быть, и сработало бы, но вряд ли сработает в Британии’.
Одно из предположений заключается в том, что г-да Усманов и Дерипаска в сотрудничестве с другими российскими инвесторами хотят овладеть пакетом в 20% акций, и тогда ‘Корусу’ придется отнестись к их идеям серьезно. Возможно, они планируют даже попытаться полностью завладеть компанией. С другой стороны, не исключено, что они просто стремятся поднять достаточную рекламную ‘волну’, чтобы повысить стоимость акций, и получить хорошую прибыль от своих инвестиций: учитывая неплохие показатели ‘Коруса’ в последнее время, его акции во вторник вечером подорожали на четверть пенса, достигнув цены в 40,5 пенсов.
Что бы ни думал г-н Варен обо всем этом, представив результаты, достигнутые ‘Корусом’ в 2003 г., он получит возможность впервые публично высказать свои соображения о том, представляются ли идеи россиян разумными, или только отвлекают его от усилий поставить ‘Корус’ на ноги.
РОССИЙСКИЙ ПОСРЕДНИК КОМПАНИИ ‘МИДДЛСЕКС ХОЛДИНГС’: Российский предприниматель Алишер Усманов впервые приобрел известность в качестве лондонского посредника, связанного с ‘Миддлсекс Холдингс’, корпорацией по торговле сталью, возглавляемой бывшим министром иностранных дел лейбористского правительства лордом Оуэном, пишет Джоанна Чанг.
‘Миддлсекс’, поменявшая в августе 2002 г. свое название на ‘Глоубал Нэчурал Энерджи’, существовала в нескольких воплощениях. Компания всплыла на поверхность в 1984 г. под названием ‘Глогау Голд Майнз’ — именно у нее было приобретено золото для обручального кольца принцессы Уэльской Дианы — в 1989 г. сменила название на ‘Ферромет Груп’, и наконец, в 1994 г. году превратилась в ‘Миддлсекс’.
Г-н Усманов был директором-управляющим ‘Интерфина’, инвестиционной компании, 40% акций которой принадлежали ‘Миддлсекс’, и играл ведущую роль в сделках, заключавшихся ‘Миддлсекс’ в России. К тому времени, когда ее председателем в 1995 г. стал лорд Оуэн, ‘Миддлсекс’ владела сетью металлургических компаний, пакетами акций различных российских корпораций и предприятиями в свободных экономических зонах.
Тем не менее, в 2002 г. компании удалось произвести впечатление на рынке, когда она пережила очередную трансформацию, превратившись в ‘Глоубал Нэчурал Энерджи’, чтобы начать в Европе операции с продукцией нефтяной и газовой промышленности. ‘ГНЭ’ избавилась от своих акций в российской сталелитейной промышленности и занялась розничной торговлей бензином. Она приобрела контрольный пакет компании ‘Петрол Экспресс’, владеющей и управляющей заправочными станциями по всей Великобритании, а также торговлей талонами на топливо.
Кроме того, она создала дочернюю фирму ‘Глоубал Нэчурал Гэс’, получившую лицензии на транспортировку и поставки газа. ‘ГНЭ’ также имеет корпоративное финансовое отделение, которое работает в России. В мае прошлого года акции ‘ГНЭ’ достигли наивысшего роста за 12 месяцев — их стоимость составила 305 пенсов. Во вторник на момент закрытия торгов они стоили 207,5 пенсов. Г-н Усманов владеет 7,5% акций ‘ГНЭ’, а лорд Оуэн, связанный также с российской нефтяной группой ‘ЮКОС’ — 0,78 %.
inoСМИ.Ru http://www.inosmi.ru/