Республика Польша потеряла крупнейшие инвестиции в лице корейского автоконцерна Hundai и украинской корпорации ИСД. Об этом сообщают польские СМИ.
Как сообщает радиостанция «Radio Polonia», южнокорейский концерн Hyundai перед выбором строительства фабрики легковых автомобилей между странами Польша и Словакия избрал последнюю. «Должна была быть почти миллиардная инвестиция и новые рабочие места. И будут. Только не в Польше, а в Словакии», — говорит «Radio Polonia».
«В нас не хотели инвестировать «Тойота», «Пежо-Ситроен», а теперь «Хюндай». Они выбирают Словакию и Чехию. Поэтому в Польше не будет автозаводов, стоимостью в несколько миллиардов евро, наш бюджет не заработает, а тысячи поляков останутся без работы», — отмечают в польской газете «Super Express».
«Super Express» поддает критике действия польского правительства: «Там (в Словакии) правительство не обещает, что будет развивать экономику, а просто не мешает ей развиваться. Там налоги и коррумпированные служащие не уничтожают предпринимателей, а привлекают их. Там управляют специалисты, а не Ваша команда, господин Премьер-министр» — обращается к Лешеку Миллеру издание.
Как сообщил заместитель министра экономики и труда Польши Яцек Пехота, подвроцлавские Кобежице проиграли в том, что они не подготовлены под такую инвестицию, учитывая инфраструктуру. «Кроме этого есть аргументы […] — это различные препятствия, с которыми сталкиваются инвесторы», — отметил Яцек Пехота.
По мнению доктора Института Исследований Рыночной Экономики Богдана Вижникевича, решение корейского концерна Hyundai о выборе под новую инвестицию Словакии, а не Польши, подтверждает, что польское государство утратило свою инвестиционную привлекательность.
Фабрика Hyundai станет одной из крупнейших инвестиций в этом году в нашей части Европы. По последней информации, Hundai инвестирует в г. Жилин (Словакия) EUR700 млн., что на EUR400 млн. меньше первоначальных планов. Строительство новой фабрики начнется в первой половине 2004 года. Первые автомобили сойдут с технологических линий в 2007 году. Объем продукции — в соответствии с сегодняшними оценками — будет достигать приблизительно 200 тысяч штук, при этом рабочие места получат около 2,4 тыс. человек. Таким образом, Словакия становится серьезным производителем легковых машин в Европе. Под Братиславой находится монтажная фабрика концерна Volkswagen. А сейчас, при автостраде из Братиславы в Тренчин, строится фабрика французского концерна Peugeot-Citroen.
Ранее сообщалось, что в начале февраля международная группа LNM обратилась к польскому правительству с предложением пересмотреть процедуру тендера по продаже металлургического комбината Huta Czestochowa SA. Как сообщало польское издание «Puls Biznesu», лоббируя это решение, LNM пыталась подкупить польских чиновников обещаниями привести в Польшу в качестве инвесторов корейские компании Daewoo и Hundai, если поляки пойдут на условия LNM. Как сообщалось, польское правительство отказалось от предложения «Индустриального союза Донбасса» (ИСД, Донецк) в пользу британо-индийской группы LNM по продаже Huta Czestochowa S.A Польша объяснила свой выбор, ссылаясь на неприемлемость предложения ИСД об увеличении производственных мощностей предприятия, что якобы противоречит условиям вступления Польши в Европейский Союз. Однако представители Еврокомиссии отрицают факт существования таких требований.
Бизнес-газета Puls biznesu пишет, что эксперты не соглашаются с мнением правительства о том, что Huta Czenstochowa не может увеличить свои мощности. То есть, фактически большинство причин, по которым «Донбасс» проиграл тендер на приватизацию «Гуты Ченстохова» не имеют оснований – пишет издание.
По информации польского издания «Rzeczpospolita», одной из причин отказа ИСД в покупке имущества Huta Czestochowa Агентство внутренней безопасности (АВБ) республики называет неясное происхождение капитала и структура холдинга, подозрение в отмывании денег. Из информации газеты следует также то, что утверждения спецслужб дошли до канцелярии премьера, министерства экономики и госимущества в последние минуты перед принятием решения по выбору инвестора для Huta Czenstochowa. По данным газеты, этот документ мог сыграть решающую роль.
В интервью «Rzeczpospolita» представитель ИСД в Польше Константин Литвинов опроверг обвинения: «анонимность источника и опровержение данных утверждений пресс-аташе Агентства внутренней безопасности лишний раз подтверждает ранее высказанные опасения ИСД о готовящемся провокационном «черном пиаре» в Польше против крупнейшей частной компании Украины — «Индустриального союза Донбасса». К.Литвинов не склонен расценивать подобного рода публикации как такие, которые могут нанести серьезный урон деловой репутации корпорации «ИСД». Руководство украинской компании, по мнению К.Литвинова, видит в этом не более чем неуклюжую попытку оправдать действия некоторых польских чиновников, принявшим решение о переводе решения по чисто коммерческому конкусу в политическую плоскость. К.Литвинов также подчеркнул, что корпорация «ИСД» — это солидная компания, которая не скрывает ни своей структуры, ни источников происхождения капитала, и добавил, что украинская сторона предоставила все документы для участия в тендере, где были указаны все необходимые данные. Более того, по мнению представителя корпорации, «ИСД» уже много раз доказывала, что имеет хорошее финансовое положение, в частности — своевременно и без проблем выполняет все финансовые обязательства. При этом эксперт напомнил, что в Украине ИСД недавно приобрел за собственные средства крупные пакеты акций Днепровского металлургического комбината им. Дзержинского и Днепропетровского металлургического завода им. Петровского.
«В настоящее время во многом за свой счет корпорация реализует крупномасштабную программу по реконструкции и модернизации «Алчевского металлургического комбината» стоимостью около $ 350 млн. Корпорация также регулярно публикует свой финансовый отчет — с аудитом, проведенным независимыми аудиторскими компаниями. Собственно, это все и дало основания комиссии,проводившей коммерческий тендер на право покупки имущества Huta Czestochowa, рекомендовать «Индустриальный союз Донбасса» как самого лучшего инвестора для Металлургического комбината Ченстохова», – подчеркнул К.Литвинов.
В этой же статье газеты «Rzeczpospolita», министр экономики республики Польша Януш Штайнгофф отмечает, что решение польского министра госказначейства в пользу группы LNM не создает климата, благоприятствующего взаимоотношениям украинской и польской сторон. «Украинская сторона восприняла проигрыш своей корпорации как акт нерасположения, и даже политического нежелания. И имела на это право. Тем более, когда оказалось, что торговая комиссия раньше рекомендовала именно предложение Донбасса», — подчеркивает Януш Штайнгофф в газете «Rzeczpospolita».
По словам Януша Штайнгоффа, Украина – «это наш стратегический партнер и крупный рынок сбыта польских товаров. Мы с этим государством стараемся выстроить общую энергетическую политику. Украинские политики и предприниматели в последнее время приложили много усилий, чтобы показать, что свое будущее они видят во взаимоотношениях с государствами Европейского Союза». «Польша должна оправдаться», — уверен министр.