Прошедшая неделя вновь ознаменовалась чудесами приватизации — оказалось, что этот процесс не всегда проходит гладко не только в Украине…
На сей раз весьма подозрительные приватизационные игрища развернулись в нашей соседке — Польше, а основным игроком, который попытался использовать недозволенные в честной конкурентной борьбе приемы стала компания LNM, по сути, проигравшая конкурс на приобретение контрольного пакета акций польског металлургического комбината Huta Czestochowa.
В принципе, по существующим в Польше правилам, поражение LNM было предрешено уже… с момента подачи компанией заявки на участие в тендере. Дело в том, что она ранее уже приобрела в стране целых четыре металлургических комбината — группу Polski Huty Stali, так что продажа пятого металлургического гиганта в одни и те же «добрые» руки уже попахивала установлением прямой зависимости этой отрасли польской экономики от иностранного монополиста. Тем не менее, компания LNM, очевидно, решила попробовать — авось выгорит? Не выгорело — в начале февраля 2004 года конкурсная комиссия, рассматривавшая предложения потенциальных инвесторов на покупку Huta Czestochowa, рекомендовала польскому правительству отдать предпочтение другому претенденту — украинской корпорации «Индустриальный Союз Донбасса», которая, кстати, объявила о своей готовности не только погасить долги предприятия (1,2 млрд. злотых) но и вложить в его развитие свыше 83 млн. долларов в течении ближайших пяти лет.
Оставшись «за бортом» и чувствуя, что последний шанс хоть как-нибудь изменить ситуациюв свою пользу исчезает, компания LNM Group, тем не менее, предприняла попытку переиграть партию, причем — по своим правилам. 11 февраля холдинг призвал польский Кабинет Министров пересмотреть процедуру тендера по продаже комбината, взамен пообещав привести в страну такие влиятельные международные компании, как Daewoo и Hundai. Сообщившее об этом влиятельное варшавское издание Puls Biznesu закономерно расценило данное обращение ни больше, не меньше, как попытку подкупа правительства, а корпорация ИСД — как грубое вмешательство в прозрачную процедуру проведения приватизационных конкурсов и осуществлении целенаправленного давления на правительство Польши.
Похоже, последней надеждой LNM стало возможное изменение результатов конкурса — причем уже на заключительном его этапе. А постоянное откладывание польской стороной оглашения результатов конкурса, судя по всему, лишь укрепляет представителей холдинга в уверенности, что при выборе стратегического инвестора по даже общеевропейским правилам можно избежать прозрачности.
Впрочем, если взглянуть на «изобретательного» противника «Индустриального Союза Донбасса» повнимательнее, нетрудно заметить, что иного поведения от холдинга LNM трудно было бы ожидать. Группа LNM/Ispat является международным конгломератом, возглавляемым Lakshmi Niwas Mittal, который осуществляет руководство через холдинговые компании, зарегистрированные в Нидерландах и на Антильських островах. LNM/Ispat специализируется на участии в приватизационных конкурсах в Европе, Южной Америке и развивающихся странах, причем это участие в большинстве случаев сопровождается скандальными разоблачениями или, как минимум, неисполнением инвестиционных планов.
Вот только несколько примеров подобной «инвестиционной» деятельности LNM:
Ирландия В мае 1996 года Ispat International приобрела комбинат Irish Steel за символическую цену в 1 фунт и при этом еще получила значительные дотации. Взамен, в соответствии с инвестиционными обязательствами, группа обязалась в течении пяти сохранять 331 рабочее место на предприятии. Но …пробил 2001 год и «стратегический инвестор» просто ликвидировал Irish Ispat по причине «постоянных убытков», буквально выбросив работников на улицу без предупреждения. После столь громкого ухода Ispat International из страны, с неоплаченными долгами остались более 2000 кредиторов, зато, по сообщениям BBC счет правящей в Соединенном Королевстве лейбористской партии, пополнился на 125 тыс. фунтов стерлингов, своевременно (за пару недель до закрытия предприятия) перечисленными Lakshmi Niwas Mittal.
Румыния Ноябрь 2001 года глава национальной Комиссии по делам реформы м приватизации подверг острой критике процесс и условия проведения приватизации меткомбината Sidex. Так, объем списания долгов и налоговые льготы были установлены уже после того как LNM Holdings был выбран в качестве инвестора. Значительной также выглядело и диспропорция между предложенными LNM инвестициями (упоминалась сумма в 1,5 млн. долларов) и средствами, выплаченными за прокатное оборудование — 25 млн. долларов США. Кроме того, соответствии с предварительными подсчетами, Ispat отказался от выплат в фонды социального страхования (2,4 млн. долларов) и охраны труда (127 000 долларов), мотивируя этот шаг налоговыми льготами, полученными им в процессе приватизации.
Чехия Чуть больше года назад, в январе 2003 г, LNM Holdings приобрела в республике металлургический комбинат Nova Hut, изменив его название на Ispat Nova Hut. Не прошло и двух месяцев деятельности нового «хозяина» предприятия, как его работники объявили предупреждение о забастовки в связи со срывом переговоров о заключении нового коллективного договора и угрозы массовых увольнений…
Список «подвигов» группы LNM/Ispat можно продолжать практически бесконечно, но и без того очевидно, что за этим т.н. «инвестором» тянется длинный шлейф скандалов, обвинений в мягко говоря, «непрозрачности» взаимодействия с правительственными чиновниками и правящими политическими силами и акций протеста обманутых в своих ожиданиях рабочих и служащих.
Так что перед правительством Польши стоит нелегкая задача — на деле продемонстрировать те самые евростандарты и прозрачность проведения приватизационного конкурса, в отсутствии которых (и часто — безосновательно) западный капитал обвиняет постсоветские государства. До последнего времени польская сторона демонстрировала свою полную приверженность европейским нормам проведения подобного рода мероприятий. Устоит ли она сейчас, перед «оригинальными» действиями LNM Holdings? Хотелось бы в это верить…