Минэкономразвития с некоторым опозданием вступилось за российский бизнес и выступило против введения в стране специальных счетов для расчетов по налогу на добавленную стоимость. Такой шаг станет резким ужесточением налогового режима, которое будет воспринято бизнес-сообществом отрицательно, заявил в минувшую пятницу, 28 ноября, заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, выступая на конференции «Экономическое партнерство Великобритании и России». По его мнению, в конечном счете введение спецсчетов принесет стране больше вреда, чем пользы.
«Мы оценили последствия введения данной меры и направили доклад в правительство, – заявил журналистам Аркадий Дворкович. – Мы считаем, что баланс издержек и выгод будет отрицательным».
Напомним, что в октябре российское правительство в целом одобрило введение НДС-счетов и счетов-фактур в электронном виде для налогоплательщиков. Этот шаг, о котором сообщил глава МНС Геннадий Букаев, можно считать крупной победой налоговиков, поддержку которым оказал Минфин. По расчетам финансового ведомства, при росте поступлений НДС на 20% объем возмещения этого налога из бюджета увеличивается на 40%. Казна теряет деньги из-за фирм-однодневок, претендующих на применение налоговых льгот и исчезающих, как только доходит дело до перечисления средств в бюджет.
Суть одобренной правительством идеи состоит в том, чтобы обязать всех экономических агентов открывать в банке в дополнение к расчетному счету специальный так называемый НДС-счет. Он предназначен исключительно для зачисления сумм налога на добавленную стоимость. Подчеркнем, такую обязанность предполагается возложить даже на тех, кто по закону платить НДС не обязан. Если организация или индивидуальный предприниматель имеют несколько расчетных счетов, НДС-счета открываются в дополнение к каждому.
При получении оплаты за проданный товар или оказанную услугу часть средств будет поступать на обычный расчетный счет, а часть, соответствующая объему НДС, – на специальный. Средства с него можно будет использовать только для расчетов с бюджетом или для осуществления взаимозачетов по НДС с контрагентами. В последнем случае средства также будут поступать на НДС-счета. Предполагается также, что и в случае бартерных сделок, расчетов векселями аккредитивами, чеками на спецсчета тоже будут зачисляться деньги для уплаты налога. Заметим, что каждому хозяйствующему субъекту по каждой операции придется оформлять две платежки – на сумму налога и на стоимость товаров.
В идеале весь объем НДС в России будет проходить только через спецсчета. На них же будут зачисляться суммы, подлежащие возмещению из бюджета. По замыслу разработчиков, такая система делает невозможной известные схемы минимизации налоговых платежей. В МНС ссылаются на опыт Болгарии, где введение НДС-счетов привело и к росту налоговых поступлений, и к снижению сумм возмещения налога из бюджета. Правда, специалисты не могут назвать хотя бы еще одну страну, где действует такой механизм. Добавим также, что система НДС-счетов в Болгарии распространяется на налогоплательщиков, чья выручка за 12 месяцев превышает сумму 50 тыс. болгарских левов (примерно 885 тыс. руб.). А на взгляд Аркадия Дворковича, даже болгарский опыт пока не доказал эффективность такой меры.
«Лучше сконцентрироваться на более традиционных методах налогового администрирования и увеличения налогооблагаемой базы, – заявил замминистра. – В частности, лучше пойти на снижение ЕСН и НДС без сокращения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли».
Одним из главных недостатков НДС-счетов является «омертвление» сумм НДС. В соответствии с нынешним порядком, налог должен уплачиваться не позднее 20-го числа каждого месяца, а до того этими деньгами свободно распоряжается налогоплательщик. Средства со спецсчетов могут направляться только на расчеты, связанные с НДС, то есть они изымаются из оборота. Кроме того, у владельцев НДС-счетов возникают дополнительные расходы на оплату услуг банков по обслуживанию вторых счетов.
По расчетам Минфина, в масштабах страны «сумма отвлечения оборотных средств налогоплательщиков только в связи с введением НДС-счетов может составить 100 млрд руб.». Финансовое ведомство предполагает компенсировать эти потери за счет льгот по возмещению налога. Однако новые обязанности будут возложены на всех хозяйствующих субъектов, а основные компенсации получат лишь крупные компании и экспортеры. Индивидуальным предпринимателям и мелкому бизнесу рассчитывать на поблажки будет сложно. Словом, мелкий налогоплательщик вновь оказывается в роли плательщика за всех. Объективно, его выталкивают «в тень», и это действительно может нанести стране непоправимый вред.
Отдел финансовых рынков