От съезда РСПП ждали чего угодно, только не демонстративного единения бизнеса и власти. Однако выступлением Владимира Путина на съезде бизнесмены остались чрезвычайно довольны. Глава государства сказал, что несправедливо заставлять выкупать землю под уже приватизированными заводами. А благодарные олигархи в ответ обещали никогда не переступать «грань между бизнесом и государством». Источники в РСПП утверждают, что такие условия перемирия стали результатом консультаций в Кремле.
За день до съезда источник в Кремле сообщил «Ведомостям», что президент «в общем плане» расскажет бизнесменам о проблемах, стоящих перед государством, а затем покинет собрание. Все шло именно так: в первом своем выступлении Путин сказал лишь, что предприниматели должны участвовать в административной реформе, и призвал их стремиться к «увеличению темпов [экономического] роста (…) и цивилизованному развитию рынка».
Выступая сразу после Путина, президент РСПП Аркадий Вольский назвал важным для бизнеса отказ государства от силовых мер в решении экономических задач. И тут же напомнил президенту и о другой насущной проблеме: о тягостной для предпринимателей необходимости с нового года выкупать у государства землю под заводами.
Путин ответил на это заявлением, вызвавшим бурные аплодисменты зала. Президент назвал несправедливой продажу земельных участков под приватизированными предприятиями и добавил, что крайний срок переоформления прав на земельные участки необходимо перенести на два года. Сделать это, кстати, несложно: депутаты Думы уже приняли в первом чтении законопроект Геннадия Кулика, отодвигающий срок выкупа земли на 1 января 2006 г.
Вопрос Вольского и ответ Путина, похоже, не были экспромтом. Высокопоставленный источник в РСПП говорит о предварительных консультациях с администрацией президента, «в том числе и по земельному вопросу». А сотрудник одного из промышленных холдингов на условиях анонимности рассказал, что представители РСПП несколько раз обсуждали «земельный вопрос» с замглавы президентской администрации Игорем Шуваловым.
Хотя Путин предложил лишь отложить решение земельного вопроса, участники съезда восприняли слова о «несправедливости» как обещание избавить их от необходимости платить за землю. «Логика президента разумна. Это же приватизированные предприятия, которые уже [один раз] покупали», — считает замгендиректора «Русала» Александр Лившиц. «Чем меньше разных сборов будет платить бизнес, тем больше средств мы будем направлять на инвестиции и социальные проекты», — вторит ему председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов. Правда, он тут же вспомнил, что «Северсталь» уже выкупила большую часть земли под своими предприятиями. «Может быть, [нам теперь] что-нибудь вернут. Это было бы справедливо», — заметил Мордашов. По словам замминистра имущественных отношений Андрея Алпатова, свою землю в этом году выкупили 1500 приватизированных предприятий.
Поскольку никто из бизнесменов не осмелился произнести с трибуны имя Михаила Ходорковского, о ситуации вокруг «ЮКОСа» после «земельного вопроса» заговорил сам президент. Избегая имен и названий, он вновь заявил что «поворота к прошлому не будет», но призвал бизнес воздержаться от «огульных обвинений» в адрес правоохранительных органов.
После выступления Путина у олигархов не осталось вопросов об их роли в жизни страны. «Президент рассчитывает на бизнес по [решению] проблем, которые стоят перед страной. А политикой РСПП не должен и, надеюсь, не будет заниматься», — сказал президент холдинга «Интеррос» Владимир Потанин. Путин четко обозначил, что должна быть грань между бизнесом и властью, и бизнесмены эту грань переступать не собираются, добавил олигарх.
Другие предприниматели готовы подписаться под его словами. «Большего мы и не могли ожидать, — говорит вице-президент РСПП Игорь Юргенс. — А дело Ходорковского — это не сфера компетенции союза». Своего коллегу, находящегося в СИЗО, олигархи вспомнили уже после отъезда президента и переизбрали его в состав правления РСПП. «Зачем устраивать демарши и ультиматумы? Надо добиться того, чтобы в период термидора мы не растеряли наших достижений», — считает руководитель рабочей группы РСПП по земельным вопросам Олег Киселев.
Впрочем, некоторые олигархи не уверены в прочности их мира с властью. Источник в РСПП полагает, что найден лишь временный компромисс: предприниматели не накаляют ситуацию вокруг «ЮКОСа», а президент предпринимает либеральные шаги в сфере экономики. «Это, по сути, тестовый договор сроком на два года. Но всегда можно поднять вопрос о том, что та или иная приватизационная сделка была совершена незаконно. Тогда уже речь не будет идти о повторной продаже земли», — рассуждает источник.
Президент фонда «Индем» Георгий Сатаров отмечает неравные условия компромисса. «Бизнесмены продемонстрировали готовность не вмешиваться в политику, однако из слов президента не стало ясно, ограничит ли себя власть во влиянии на бизнес», — говорит Сатаров. А заявление о несправедливости выкупа земли — это «подачка бизнесу», считает политолог. Но научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не верит, что для лояльности олигархов бесплатная земля не нужна: «Они и так сильно боятся, что собственность могут отобрать, а их самих — посадить».