Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

  • Газета "Ведомости"
    • Евгений Яковлев, гендиректор "Объединенных машиностроительных заводов": "Я противник выплаты дивидендов".

ИНТЕРВЬЮ: Евгений Яковлев, гендиректор "Объединенных машиностроительных заводов"
"Я противник выплаты дивидендов"

Андрей Лемешко
Ведомости
26 апреля 2004


Последние шесть лет гендиректор "Силовых машин" и "Объединенных машиностроительных заводов" Евгений Яковлев посвятил энергетическому машиностроению. Сначала он практически с нуля создал для "Интерроса" крупнейшую в России энергомашиностроительную компанию - "Силовые машины" с выручкой почти $300 млн. Слияние с ОМЗ позволит увеличить бизнес, управляемый Яковлевым, более чем вдвое. "Интеррос" уже заявил, что его пакет в объединенной компании в течение трех лет может быть продан. Так что перед Яковлевым стоит задача придать ОМЗ-СМ "товарный вид".


- Есть ли уже понимание, куда будет двигаться объединенная компания?

- На совете директоров ОМЗ я предложил стратегию фокусирования. Главное в нашем подходе заключается в том, что мы будем фокусироваться на энергетическом машиностроении. Непрофильные для этого бизнеса активы будут, видимо, постепенно реализовываться.

- Что вы считаете непрофильными активами?

- Это все, что не относится к производству, инжинирингу, продаже энергомашиностроительного оборудования. В первую очередь это судостроительное и судоремонтное производство, производство нефтяного оборудования, инструментальное производство, вполне возможно, что и "Спецсталь", если она сформируется как привлекательный бизнес, может быть продана через некоторое время.

Предстоит определить, как будет объединен бизнес ОМЗ и "Силовых машин". Его организация в двух компаниях очень разная. Мы [ "Силовые машины"] несколько лет шли к объединению всего и вся в одном юридическом лице. А реструктуризация ОМЗ создала целый ряд самостоятельных бизнесов в виде независимых юридических лиц, и я пока не знаю, каким путем идти к их объединению.

- Есть ли потребность у ОМЗ-СМ в приобретении новых активов?

- Укрупнение машиностроительного бизнеса - процесс естественный, но сливать в одну кучу все заводы вряд ли оправданно. Мы очень хотели бы приобрести харьковский "Турбоатом". В сегодняшней конфигурации он, с одной стороны, полезен для нас, а с другой - очень от нас зависит. Основной поставщик АЭС за рубеж - "Атомстройэкспорт", который теперь аффилирован с группой ОМЗ-СМ, - может ориентироваться в плане турбин либо на Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) , либо на "Турбоатом". Естественно, мы постараемся ориентироваться на оборудование ЛМЗ, но "Турбоатом" был бы весьма полезен: он производит иной тип турбин, который пользуется спросом. Самостоятельно "Турбоатом" поставлять это оборудование по крупным контрактам не в состоянии, и очень жаль, что украинские власти и руководство предприятия отказываются это понимать. Это недальновидная политика, которая в конечном счете вредит самому "Турбоатому".

- А что компании даст покупка активов Skoda?

- Skoda Steel и Skoda JS сумели развить новую клиентскую базу, получить интересные заказы, выйти на европейских и даже американских покупателей. Не надо забывать, что 1 мая Чехия войдет в Евросоюз. Высококвалифицированные чешские кадры могут помочь в оптимизации производственных процессов. Если брать комплектные поставки ядерного оборудования, то Skoda JS может поставлять целый ряд вспомогательного оборудования, а по производству энергетического оборудования заводы "Силовых машин" давно взаимодействуют со Skoda Steel.

- Продолжаются ли переговоры с Siemens по обмену их доли в Калужском турбинном заводе (КТЗ) на акции "Силовых машин"?

- По КТЗ переговоры никуда не двигаются. С Siemens обсуждаются более глобальные темы - возможность стратегического партнерства в области энергетического машиностроения.

- Предусматривают ли переговоры с Siemens возможность увеличения их доли в "Силовых машинах"?

- Обсуждаются разные варианты, пока преждевременно говорить, что из этого выйдет. Одним из условий развития нашего бизнеса могло бы стать получение доступа к передовым технологиям наших конкурентов. Возможности инвестирования в НИОКР трех крупнейших компаний энергомашиностроения - General Electric, Siemens и Alstom - в десятки раз выше, чем наши. Например, в России полный провал в области энергетического газотурбиностроения. General Electric, Siemens и Alstom тратят десятки и сотни миллионов долларов в год на усовершенствование газовых турбин. Мы пока создаем наш новый образец мощностью 65 МВт, а НПО "Сатурн" разработало и испытывает газовую турбину ГТ-110, но то, что сделал "Сатурн", и то, что разрабатываем мы, уже сейчас уступает лучшим образцам западной техники.

- А есть ли у "Силовых машин" желание получить контроль над КТЗ?

- Конечно, есть, потому что надо всерьез заниматься предприятием. Там куча проблем - стареющее оборудование, стареющие КБ, но для их решения нужны инвестиции, которые мы дать не можем, пока не убедимся, что контроль над предприятием будет за нами.

- Как решается вопрос с другим собственником КТЗ - государством, которое пытается провести допэмиссию в свою пользу в обмен на бюджетную задолженность?

- Проблема оформления долга пока толком не решена. Они [чиновники] действуют так, как предписывает им закон: государственное финансирование должно оформляться в виде эмиссии и обмена долга на акции. А поскольку этот закон входит в противоречие с интересами акционеров и законом об акционерных обществах, образовался тупик.

- Нужно ли государству сохранять контроль над "Атомстройэкспортом"?

- В принципе, это не обязательно. Посмотрите на США - там практически нет государственных компаний, в том числе в области ВПК и ядерных технологий. Все зависит от того, как бизнес строит свои взаимоотношения с государством. У нас принято считать, что с частным бизнесом государство не может выстроить ответственные взаимоотношения. Априори считается, что бизнес не будет соблюдать свои обязательства.

Я всегда говорил: если вы готовы КТЗ загрузить исключительно военными заказами, мы готовы продать свою долю. Но госзаказ [у КТЗ] в разные времена занимал от 10% до 25% объемов продаж, все остальное - гражданская продукция, которой государство, естественно, заниматься не хочет и не должно. [Входящая в "Силовые машины"] "Электросила" тоже выполняет военные заказы, хотя это полностью частное предприятие. Так что особой разницы между "Электросилой" и КТЗ нет. У "Электросилы" достаточно существенный военный заказ, и что? Предприятие нужно из-за этого национализировать?

- Но есть точка зрения, что строительство атомных объектов за рубежом должно вестись госкомпанией, потому что необходимы госгарантии. ..

- В области атомной энергетики целый ряд стран традиционно предпочитают иметь дело с подрядчиками в лице госкомпаний. Но это тоже инерция, ведь те же китайцы, которые были очень обеспокоены ситуацией вокруг "Атомстройэкспорта", организуют тендеры на строительство АЭС и приглашают американцев, французов, немцев. Siemens трудно назвать государственной компанией. Как и General Electric.

Если государство решит взять под более плотный контроль работу по продвижению российского "мирного атома" за рубеж, я не вижу в этом большой беды. Особенно если государство при этом будет действовать более динамично и эффективно для получения новых заказов в странах, где есть высокая потребность в строительстве АЭС, - Китае, Индии, Иране, Болгарии и др.

- Ведете ли вы переговоры с федеральными властями о возврате части акций "Атомстройэкспорта" государству?

- У нас были договоренности на эту тему до того, как произошла смена правительства. Я думаю, после того как стабилизируется ситуация в новых госорганах, мы возобновим диалог. Возможны, на мой взгляд, и более комплексные схемы. Например, я был бы не против, если бы в ЗАО "Атомстройэкспорт" соединились интересы (и доли участия в уставном фонде) Агентства по атомной энергии, российского энергомашиностроения в лице группы ОМЗ-СМ и ФГУП "Технопромэкспорт".

- У ОМЗ в совете директоров четыре независимых директора из семи. Такое положение сохранится?

- В новом совете у нас будет девять директоров, из них пять - независимых.

- А кто еще из миноритариев может претендовать на место в совете директоров ОМЗ-СМ?

- У "Газфонда" до 15% акций ОМЗ.

- Последние годы ни ОМЗ, ни "Силовые машины" не платили дивиденды. Будет ли пересмотрена дивидендная политика ОМЗ-СМ?

- Я противник выплаты дивидендов, потому что нам нужны большие деньги на техническое перевооружение. Мы все-таки не нефтяная компания, сверхприбылей у нас точно нет. А потребность в техперевооружении колоссальная. Я надеюсь, что нам удастся убедить миноритариев в том, что их основным источником дохода будет повышение капитализации за счет более высокого технического уровня производства.

- Вы уже обращались в антимонопольные органы по поводу сделки по объединению ОМЗ и "Силовых машин"?

- Пока это не требуется, но все будет делаться в полном соответствии с российским законодательством.

- Вы думаете, проблем не возникнет? Ведь компания станет крупнейшей машиностроительной корпорацией.

- Если бы Россия была закрыта для иностранных компаний, тогда можно было бы говорить о монополизме. Самый свежий пример: недавно мы в жесткой конкуренции с Siemens и Alstom выиграли тендер на модернизацию четырех турбин производства ЛМЗ на Костромской ГРЭС. С другой стороны, по нашим расчетам, примерно 80% перспективных заказов "Силовых машин" до 2010 г. лежат за пределами России. Так что чем сильнее мы будем, тем лучше российскому государству.

- То есть вы не рассчитываете на то, что в ближайшие годы в России будут масштабные заказы на ваше оборудование?

- Масштабные заказы будут после того, как закончится реформа РАО ЕЭС и новые собственники поймут, что и как они собираются делать.

- Где вы еще рассчитываете заключить крупные контракты в ближайшее время?

- Мы планируем мощно выступать на рынке атомной энергетики за рубежом. В 2004 г. вряд ли состоится подписание каких-либо контрактов на строительство АЭС, но в 2005 г. шансы на это уже есть. Например, в Китае, если мы в этом году успешно пустим первый блок АЭС "Тянь Вань".

- А каковы ваши планы в Восточной Европе?

- Мы будем участвовать в тендере на строительство либо достройку АЭС "Белена" в Болгарии. Но там новых заказов для российских заводов может быть не очень много, скорее всего болгары примут решение достраивать АЭС, на которую 10 лет назад было поставлено до 80% оборудования. Хотя, возможно, часть оборудования подлежит замене. Мы будем участвовать в тендерах на строительство объектов традиционной энергетики в Индии, Вьетнаме, Китае, Латинской Америке и других странах. Мы даже начинаем всерьез думать о том, чтобы построить новый завод для производства оборудования малой мощности, гидрооборудования во Вьетнаме.

БИОГРАФИЯ: Евгений Яковлев родился 10 декабря 1958 г. в Москве. В 1981 г. окончил Московский финансовый институт по специальности "международные экономические отношения". С 1981 по 1988 г. работал в Банке внешней торговли СССР, в 1988 - 1990 гг. - начальник отдела во Внешэкономбанке СССР. В 1990 - 1994 гг. работал в Eurobank (Париж) , в 1994 - 1996 гг. - старший банкир в Европейском банке реконструкции и развития. С 1996 по 1999 г. он занимал пост председателя совета директоров Северо-Западного пароходства. В 1997 - 1998 гг. - первый заместитель гендиректора РАО "Норильский никель". С 2000 г. - гендиректор концерна "Силовые машины". С февраля 2004 г. - президент ЗАО "Атомстройэкспорт", а с марта возглавляет "Объединенные машиностроительные заводы".

О КОМПАНИИ: "Объединенные машиностроительные заводы" специализируются на производстве оборудования для атомной энергетики, нефтегазовой, горнодобывающей и металлургической отраслей. В ОМЗ входят ряд судостроительных заводов и конструкторских бюро. Выручка ОМЗ по стандартам US GAAP в первом полугодии 2003 г. составила $215,7 млн, чистая прибыль - $14,1 млн. 37% акций компании принадлежат портфельным инвесторам, 25,93% - председателю совета директоров ОМЗ Кахе Бендукидзе, 14% - "Силовым машинам" и 2% - физлицам. До конца 2004 г. ОМЗ объединятся с "Силовыми машинами", специализирующимися на энергомашиностроении. В 2002 г. выручка СМ по IAS составила $276 млн, чистая прибыль - $2 млн. Более 60% акций концерна контролирует "Интеррос", 17% принадлежат портфельным инвесторам, 11% - ОМЗ, 4,93% - немецкой Siemens. Владельцы ОМЗ и СМ получат по 50% акций в объединенной компании.


Показано
Всего ...556
Сегодня ...1


Газета "Ведомости"

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


21.10.2021/05:11

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.