Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

Энергетический бум


Ольга Денисова, обозреватель


Реформа энергетики коснется всех жителей страны. Однако мало кто знает, что изменится после реформирования: повысятся ли цены на электроэнергию, смогут ли власти гарантировать энергетическую безопасность страны? Поясняет ситуацию первый заместитель генерального директора «Свердловэнерго» Геннадий Никитин.


– Геннадий Алексеевич, расскажите, как же будет проходить реформа энергетики и какой положительный эффект она принесет государству и конечным потребителям?

– Основные направления реформирования планируется проводить в три этапа, каждый этап продолжительностью не менее пяти лет. На конечном этапе вместо монополиста РАО «ЕЭС России», которое сегодня занимается вопросами производства тепловой и электрической энергии, передачи, распределения и продажи электрической энергии, появятся несколько самостоятельных предприятий, между которыми будут распределены эти функции. По окончании реформирования РАО останется монополистом только в области передачи и распределения энергии, а сбыт, торговля и производство электроэнергии уйдут в конкурентный рынок. Более того, все вспомогательные виды деятельности РАО «ЕЭС» (сервисное обслуживание и другое) тоже попадут в условия конкурентного рынка.

У ОАО «Свердловэнерго» было «натуральное хозяйство»: мы не только производили, но и сами ремонтировали, налаживали свое оборудование, выполняли сервисно-эксплуатационные услуги, плюс к этому развивали внутреннюю социальную сферу. Постепенно эти различные виды деятельности выходят на рынок.

Что касается положительного эффекта государству, то он, конечно, будет. Государству важна энергетическая безопасность, которая после окончания реформирования будет обеспечиваться правопреемником РАО «ЕЭС» – Федеральной сетевой компанией (ФСК). В этой компании будут сосредоточены устройства по передаче и распределению электрической энергии большой мощности, линии высоких напряжений – для того, чтобы гарантировать устойчивое функционирование единой энергосистемы России и чтобы наша страна не столкнулась с той ситуацией, в которую попала Америка, Италия и другие страны. ФСК будет контролировать функционирование энергоустановок высокого напряжения.

Услуга по распределению энергии на низких, так же, как и на высоких, напряжениях будет немонопольной. Ее будут оказывать различного рода региональные энергосетевые компании, другие компании, занимающиеся распределением энергии для мелких потребителей, частные компании, деятельность которых будет регулироваться органами государственного регулирования с точки зрения формирования цены на их услугу и в законодательном смысле, и с точки зрения функционирования этих организаций.

Таким образом, государству положительный эффект должен быть обеспечен за счет того, что за энергетическую безопасность России будет отвечать ФСК. А конечным потребителям выгода должна быть оттого, что формирование тарифов через конкуренцию на рынке производства и продажи электрической и тепловой энергии должно привести к более эффективному функционированию этих видов бизнеса и различных конкурирующих субъектов рынка. В конечном итоге, менее эффективные субъекты рынка будут разоряться, а более эффективные – развиваться, и когда таким образом произойдет «естественный отбор», уровень тарифов в относительном измерении будет ниже. Если, например, говорить о тарифе на электрическую энергию в составе продукции черной или цветной металлургии, то доля стоимости энергии в составе себестоимости продукции, на мой взгляд, должна снизиться.


– Какой сценарий развития событий ждет в течение реформы «Свердловэнерго»?

– Что касается ОАО «Свердловэнерго», то переходный период реформирования для нас будет несколько меньше, чем в целом для российской энергетики. Основная работа по реформированию завершиться в 2005 г. Сейчас поставлена задача, чтобы акционерное общество «Свердловэнерго» разделилось на самостоятельные компании по производству, передаче, распределению, продаже электрической энергии и сервису. Однако на первом этапе эти самостоятельные компании будут работать под руководством управляющей компании. Проект реформирования предусматривает временный период после разделения компании для обеспечения целостности функционирования энергетики на какой-то переходный период. Это процесс временный, но сложно сказать, сколько он может продлиться, условно – не менее 2-3 лет, не более 5 лет.

Основные корпоративные события, под ними надо понимать процессы, связанные с согласованием проекта реформирования ОАО «Свердловэнерго» с различными структурами РАО, с акционерами, Министерством экономики РФ, советом директоров, кредиторами и утверждением, должны быть завершены до 1 ноября, затем проект будет представлен совету директоров РАО «ЕЭС России». Кроме этого, необходимо провести изменение структуры управления акционерным обществом, максимально близкое к тому, чтобы обеспечить плавный переход на управление по видам деятельности. На все эти подготовительные работы РАО нам отвели весь 2004 г. и максимум первый квартал 2005 г.

В настоящее время уже проводится работа по формированию внутренней структуры управления передачи и отдельно распределения электрической энергии, управления по генерации, назначены руководители, подбирается соответствующий штат, организационная структура управления. Скоро будет формироваться аппарат управления нового юридического лица компании по передаче и распределению электроэнергии. Так же и по тепловой энергии: создана дирекция энергосервисных предприятий, которая в конечном итоге станет управляющей компанией большой энергосервисной компании.

На сегодняшний день из «Свердловэнерго» уже выделено несколько самостоятельных компаний. Например, Екатеринбургская электросетевая компания. Это самостоятельное юридическое лицо, которое функционирует с начала 2003 г., с достаточно большим уставным капиталом порядка миллиарда рублей и с большим оборотом порядка трех миллиардов рублей. На сегодня я могу с полной уверенностью сказать, что это выделение пошло на пользу повышению эффективности функционированию бывших свердловских городских электросетей, сегодня ЕЭСК. К ней проявили интерес инвесторы, за счет самостоятельного формирования тарифов появились инвестиционные возможности.

Из РАО, например, уже выделился системный оператор, задача которого – оперативно управлять всеми режимами работы, передачи, генерации, распределением электроэнергии. Эта организация к РАО «ЕЭС» отношения не имеет, хотя вопросом создания оператора занимается администратор торговой системы РАО «ЕЭС России», которому на оптовом рынке электрической энергии принадлежат функции, близкие, можно сказать, к бирже, его задача – управлять процессом торговли электрической энергии.

Торговать электрической энергией с точки зрения перевода этого процесса на рыночные условия, очень непросто, только в силу того, что другая продукция имеет какой-то период хранения (на складах и т.д.), а электроэнергию хранить невозможно, ее нужно в каждый конкретный момент вырабатывать ровно столько, сколько нужно потребителю. Такая структура будет только на федеральном уровне, ее задача – обеспечить взаимодействие между крупными генерирующими компаниями, крупными сбытовыми компаниями или крупными потребителями.


– Повлечет ли оптовый рынок электроэнергии повышение цен на электроэнергию, или же, наоборот, цены снизятся?

– Если процесс реформирования не затянется, то цены должны снизиться. На сегодняшний день происходит динамика роста потребления (в Екатеринбурге порядка 6 % в год), и если процесс реформирования затянется, то ежегодный прирост даже на 5 %, может привести к тому, что спрос превысит предложение. Сейчас имеются резервы для того, чтобы предложение превышало спрос – в таком случае цены не вырастут. Единственное «но»: процесс формирования цены на электрическую энергию завязан, прежде всего, на ценах на топливо, которое составляет не менее 50 % от себестоимости, а подчас и больше, и если будут какие-то изменения в ценах на топливо, то, естественно, это скажется на цене на электроэнергию.

Вообще, просто сказать, что цены снизятся, оснований никаких нет. Потому что есть у нас какие-то естественные темпы инфляции в российской экономики, и неизвестно, будут ли при этом темпы роста цен на энергию меньше общих темпов инфляции. Если посмотреть с точки зрения рыночного формирования цены на производство электроэнергии, то это выглядит так: передача энергии в тарифе «Свердловэнерго» составляет примерно 10-15 %, то есть она не является определяющей в формировании конечной цены и таким образом останется регулируемой. Мне кажется, есть основание иметь меньшую динамику повышения цен на энергию, чем темпы инфляции.

– Что значит статус «гарантирующего поставщика»?

– Гарантирующий поставщик – это сбытовая или торговая организация, которая занимается продажей электрической энергии и не имеет права отказать в заключение договора ни одному потребителю, в том числе самому проблемному. Надо понимать, что гарантирующий поставщик будет иметь установленную органами государственного регулирования надбавку в цене за выполнение функций ГП. Другие сбытовые организации могут поставлять энергию по меньшей цене, чем гарантирующий поставщик. В то же время все эти организации будут выстраивать свой бизнес на тех потребителях, которые платежеспособны, исправно рассчитываются и имеют большие объемы потребления.

В настоящее время РАО «ЕЭС» рассуждает над тем, где должен быть гарантирующий поставщик, должен ли он быть вообще. Я думаю, институт «гарантирующего поставщика» будет внедрен временно, лет на пять, а со временем необходимость функционирования гарантирующего поставщика исчезнет.

На сегодняшний день существует категория проблемных потребителей с точки зрения взаиморасчетов и не исключен вариант, что большинство таких потребителей будут вынуждены заключать договоры с гарантирующим поставщиком, потому что другие торговые субъекты вправе сами решать, заключать договор с таким предприятием или нет. Вероятно, это будут проблемные потребители, бюджетные и социально значимые организации

В договоре с ГП будут прописываться определенные методы взыскания долгов, через суд, через расчет имуществом и так далее, но все равно эта деятельность по востребованию долгов непроизводительна, это дополнительные затраты, люди, юристы, издержки. Так или иначе, эта работа не позволяет на 100 % получить расчет за отпущенную продукцию. Тот факт, что вы переплачиваете за электроэнергию только из-за того, что сотрудничаете с гарантирующим поставщиком, будет стимулировать к экономии денег не только за счет киловатт часов, но и за счет цены. То есть потребитель заинтересован показать себя дисциплинированным и платежеспособным, чтобы заключить договор с теми, кто поставляет энергию дешевле. Так со временем будет урегулирована дисциплина платежей.

Гарантирующие поставщики появятся, как только начнет функционировать рынок сбытовых компаний. Пока существует статус энергоснабжающей организации, которая по закону не имеет право отказать в заключение договора, однако в новом законодательстве такого статуса поставщика не предусмотрено. Однако новые законы хоть и приняты, но начало действия по отдельным их положениям растянуто во времени.


– Какими законодательными актами будет регулироваться рынок в переходный период?

– Я могу сказать, что на сегодня существует очень много документов, которые регламентируют или будут в ближайшее время регламентировать взаимоотношения по продаже и покупке электрической энергии на оптовом рынке. Основной закон – это конечно, закон об электроэнергетике, очень долго этот закон обсуждался в разных инстанциях, но на сегодня он принят. Также сейчас подготовлены правила оптового рынка электрической энергии переходного периода. Эти правила устанавливают основные правовые взаимоотношения функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности на переходный период, чтобы он был «безболезненным» для российской экономики. Для того, чтобы контролировать соблюдение этих правил, разработано уже порядка двадцати различных регламентов. Можно здесь привести регламент допуска субъектов оптового рынка к торговой системе оптового рынка. Должны быть выполнены определенные условия, прежде чем субъект будет допущен к рынку. Прежде всего, связанные с функционированием системы учета, то есть продавец и покупатель должны пользоваться какой-то единой системой учета, которой бы доверяли обе стороны.

Обязательным условием функционирования рынка должна быть выстроенная система работы производителя, администратора торговой системы, тех, кто занимается передачей и организацией передачи и распределением электроэнергии, тех, кто занимается вопросами продажи или сбыта энергии и потребителей. Это надо все увязать и при этом обеспечить устойчивую работу единой сети.


– Ваш комментарий по поводу следующей статьи в «Финансовых Известиях»:

«Минэкономики заявило о планах изменить главную часть реформирования РАО «ЕЭС России» – акционирование генерации.


Реформа может быть «заморожена» до 1 января 2005 г. Руководство страны опасается, что новые акционеры РАО заинтересованы лишь в дешевой электроэнергии и не намерены инвестировать в ее модернизацию.

К тому же непонятна политическая конъюнктура, сложившаяся вокруг новых акционеров – алюминщиков и нефтяников. Первый замминистра экономики Андрей Шаронов недавно заявил, что его ведомство готовит изменения в концепцию развития энергохолдинга «5+5». Он заявляет, что государство, как крупнейший акционер, может менять стратегию РАО.

Министр экономики Герман Греф 16 сентября заявил, что прежняя концепция акционирования оптовых генерирующих компаний (ОГК) создаст несколько локальных энергомонополий. По мнению Грефа, первоначальная идея менять акции государства в ОГК только на акции энергетического монополиста приведет к тому, что всю генерацию «скупят» новые акционеры РАО – «Русский алюминий», «СУАЛ», Группа МДМ и «ЮКОС».

Поэтому Греф предложил вариант, при котором акции новой генерации можно будет получить не только за акции РАО, но и за деньги. Менеджеры РАО говорят, что они против предложения Грефа – боятся обвинений в неоправданно низкой стоимости акций. Аналитики говорят, что это лишь отговорка. «С начала года акции РАО выросли на 150%, – считает Хартмут Якоб из ИК «Ренессанс Капитал», – а рынок – лишь на 50%. Продажа акций за деньги создаст необходимую конкуренцию и еще повысит стоимость акций холдинга».

«Желание провести продажу активов за деньги можно расценивать как размывание наших пакетов и допэмиссию, – говорит один из владельцев пакета РАО. – Правила игры не должны меняться на середине пути».

Покупатели акций рассматривали их как своего рода ваучеры, гарантирующие приобретение активов энергохолдинга. Возможно, государство решило изменить концепцию реформы именно для ущемления интересов «новых миноритариев», контролирующих почти 40% энергетики и заинтересованных лишь в «выжимании» из станций дешевой электроэнергии».

– Я могу сказать одно – подобных статей достаточно много, а по мере динамичного развития событий по реформированию энергетики их будет все больше и больше. И цель их – самая разная, ведь начинают появляться новые интересы, связанные, прежде всего, с интересами собственников в процессе реформирования. Будут меняться взаимоотношения между собственниками, появятся новые субъекты рынка, возможно, кто-то захочет сыграть на понижение либо на повышение акций каких-то компаний в процессе реформирования. Когда речь идет о крупных вложениях капитала, такие статьи гарантированно будут появляться будут. В какой-то мере они несут политическое предназначение, но в большей мере цель таких материалов – коммерческая.


Показано
Всего ...350
Сегодня ...1


Уральский рынок металлов

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


09.12.2021/04:25

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.