Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

Игорь Степанов, обозреватель


На вопросы нашего обозревателя отвечает генеральный директор ОАО «Мечел» Николай Воробьев

– Николай Иванович, в этом году «Мечелу» исполняется 60 лет. С какими итогами комбинат встречает свой юбилей?

– За 60 лет наш комбинат стал крупнейшим предприятием по производству специальных сталей и сплавов не только в России, но и в мире.
За все это время на комбинате было произведено 230 млн. т жидкой стали, 190 млн. т проката и 160 млн. т кокса. «Мечел» освоил выпуск более полутора тысяч марок стали и 13,5 тыс. марок профилеразмеров.
Сегодня нет, наверное, в России такой отрасли народного хозяйства, где не использовался бы наш металл. Космос, авиация, кораблестроение и строительство, химия, сельское хозяйство – перечислять можно долго.

– Можно ли сказать, что продукция «Мечела» конкурентоспособна сегодня на мировом рынке? Выдерживает ли она проверку экспортом?

– 50 % произведенной комбинатом продукции мы экспортируем – это порядка 120 тыс. т в месяц. Это абсолютно конкурентоспособная продукция. Наш потребитель, а мы часто с ним общаемся, ею доволен.
Сегодня мы осваиваем новые рынки, преимущественно – в Европе. Это касается, например, поковок: в последние 3 года мы вошли на этот рынок и закрепились на нем.
Признание – и на внутреннем, и на внешнем рынке – пришло не сразу. Прежде нами была проделана большая работа, в том числе и по изменению психологии людей, которые трудятся на предприятии.
Нелегко понять и принять, например, что потребитель всегда и во всем прав. Но мы к этому пришли. Теперь мы воспринимаем «капризного» потребителя как благо, потому что именно такой потребитель – лучший стимул производить более качественную продукцию, производить в срок, чтобы удовлетворить всем требованиям заказчика. А для этого мы должны постоянно совершенствовать производство, осуществлять его модернизацию.

– О необходимости технического перевооружения предприятий отрасли говорилось уже не раз и довольно подробно. В частности, собственники и руководство «Мечела» в свое время рассматривало радикальный вариант реструктуризации производства...

– Реконструкция на комбинате в последние годы велась непрерывно, но были трудные времена, когда мы практически не тратили денег на техническое перевооружение. Рассматривались варианты закрытия доменного и коксохимического производств. Мы на это не пошли и, как показало время, совершенно правильно.
В прошлом году, когда была выработана четкая стратегия развития комбината, мы всерьез занялись реконструкцией производства. Инвестиции в реконструкцию и строительство новых объектов сегодня выросли втрое. За 4 месяца этого года в капитальное строительство было направлено более 400 млн. руб. В этом году мы планируем инвестировать в техническое перевооружение около 2 млрд. руб. Для сравнения: в 2000 г. эти затраты составляли 300-350 млн. руб.

– В какие объекты вы инвестируете деньги, и какой ожидаете получить эффект?

– Инвестиционный объект номер один для нас сегодня – это машина непрерывного литья заготовок. Стоимость проекта оценивается в $ 50 млн., срок реализации – полтора года. Через 11 месяцев, то есть в середине будущего года, мы планируем осуществить пуск агрегата в эксплуатацию.
Также мы ведем большую работу по реконструкции доменной печи номер один. Это будет абсолютно новая печь, пуск которой запланирован на 1 ноября 2003 г.
Проводим расконсервацию коксовой батареи номер два. Батарея позволит нам увеличить производство товарного кокса на полмиллиона тонн.
Проводя модернизацию нашего энергетического хозяйства, мы пустили в эксплуатацию еще один турбогенератор, планируем заменить котлы.
Наконец, к дню рождения «Мечела» мы заложим первый камень в фундамент нового крупного объекта – аглофабрики.
Новая аглофабрика мощностью 4,5-5 млн. т высококачественного агломерата в год заменит старую, морально и физически устаревшую, которая, к тому же, является экологически грязным производством. Стоимость проекта оценивается в полтора миллиарда рублей. Построив фабрику, мы решим не только ряд производственных, но и ряд экологических, а значит – и социальных, проблем.
В последние годы «Мечел» вкладывал деньги в основном в «затратные» производства: сталеплавильное, коксохимическое, доменное, в энергетику. И это было оправдано.
Но сегодня пришло время для модернизации более высокого передела – прокатного. У нас есть хорошие проекты, и я надеюсь, что в следующем году мы сможем включить эти объекты в титул наших капитальных затрат.

– Недавно официально было объявлено о создании холдинга «Стальная группа «Мечел». Какую роль в этой структуре будет играть Челябинский меткомбинат?

– «Мечел» является базовым предприятием этой группы. Взаимодействие в рамках холдинга выявило целый ряд преимуществ работы в такой структуре.
Технологическая цепочка выстраивается таким образом, что в начале ее мы имеем коксующийся уголь и железорудное сырье, а на выходе – товарную продукцию глубокого передела, такую, как: метизы, нержавеющий прокат.
Благодаря работе в холдинге, «Мечел» забыл сегодня, что такое проблемы с обеспечением коксующимся углем. А ведь для предприятия это было серьезной проблемой: из-за сбоев в поставках углей мы несли огромные убытки. Сегодня уголь поставляется ритмично, запасы на нашем угольном складе позволяют «Мечелу» работать ровно, качественно и в срок выполнять все необходимые технологические операции.
Переработанный в кокс уголь «Мечел» поставляет в том числе на предприятие «Южуралникель», которое также входит в «Стальную группу». В себестоимости производства никеля доля кокса – это 50%. С «Южуралникеля» никель поставляется на «Мечел», где он используется в производстве нержавеющих сталей. Нержавеющая сталь, замечу, – это товар с высокой добавленной стоимостью.
Еще один участник группы, Белорецкий металлургический комбинат (БМК), производит 500 тыс. т проката в год. Для «Мечела» БМК – это крупный и устойчивый рынок сбыта: Челябинский меткомбинат закрывает все потребности белорецкого предприятия в заготовке. В масштабах группы это еще один глубокий передел, еще одна добавленная стоимость товара, который производится на «Мечеле».
Притирка предприятий проходила непросто. Мы не сразу смогли освоить тот сортамент, который производил БМК на своих мощностях. После того, как сотрудничество наладилось, на БМК были выведены из эксплуатации морально и физически устаревшие затратные производства – доменное и мартеновское. Переход на заготовку «Мечела» позволил предприятию работать более рентабельно. Сегодня прирост производства на Белорецком меткомбинате составляет 50-60%. Такого роста БМК вообще не знал в последние 10-15 лет. Так что сотрудничество в рамках холдинга выгодно всем.

– Половину выпускаемой продукции «Мечел» реализует в России. Основной потребитель высококачественных сталей и сплавов – российское машиностроение, которое переживает сегодня не лучшие времена...

– Сегодня мы можем закрыть нашей продукцией практически все потребности отечественных машиностроителей в качественном сортаменте – специальных сталях и сплавах. Мы сохранили мощности, специалистов.
К сожалению, потребности внутреннего рынка в специальных сталях в последние годы сократились. Но потенциал рынка сохраняется. Со временем, я думаю, потребление спецсталей и сплавов отечественными предприятиями возрастет. Мы же сохраняем готовность выполнить все заказы отечественных потребителей.

– В Челябинской области сегодня активизировался процесс выработки промышленной политики. Какую роль, на ваш взгляд, в выработки и реализации это политики должны играть крупные предприятия, такие, как «Мечел» или ММК?

– Промышленную политику области можно критиковать – плоха она или хороша, – но она должна быть. Работать «в темную» – это принципиально неправильно.
«Мечел» и ММК, которые вместе обеспечивают 60% реализации в масштабах области, являются локомотивами региональной экономики. Поэтому они должны участвовать в выработке и реализации промышленной политики. Конкретно: выходить с инициативами к руководству области, предлагать хорошие, грамотные проекты, помогать, где это надо, становлению тех предприятий, которые «лежат на боку».
«Мечел», например, заключил недавно соглашение о стратегическом партнерстве с «Уральской кузницей». Для чебаркульского предприятия, чьи мощности загружены примерн на 30 %, открылась возможность увеличить загрузку в 2-3 раза, найти новые рынки сбыта. В итоге – выигрывают предприятия, выигрывают жители области, которые от них зависят.
Поэтому я – за хорошую жизненную программу промышленной политики, в которой большую роль будут играть крупные предприятия.

– Вы затронули важную тему – зависимости жителей территорий от крупных предприятий. Насколько «Мечел» вовлечен в жизнь мегаполиса?

– «Мечел» – это 25 тыс. человек, которые работают на комбинате. У каждого – семья, то есть благосостояние около 100 тысяч человек зависит от благосостояния нашего предприятия. Средняя зарплата у нас – 7 тыс. руб. в месяц. Для Челябинска это неплохой уровень.
С другой стороны, «Мечел» – градообразующее предприятие, которое является основным налогоплательщиком в бюджет Челябинска. На 25% доходы городского бюджета формируются за счет «Мечела». То есть, регулярность выплат заработной платы врачам, учителям тоже зависит от успешной работы нашего предприятия. Власти и области, и города это понимают, и у нас не возникает разногласий.
Добавлю еще, что мы сегодня содержим социальную сферу, которая включает: стадион, детский дворец «Данко», Дворец культуры и техники, один из лучших в Челябинске. Содержим пионерские лагеря, 30 кружков художественной самодеятельности. За 5 месяцев этого года на мероприятия социальной направленности комбинат потратил 140 млн. руб. Это, кстати, самый лучший ответ на вопрос: какие взаимоотношения в руководства предприятия с собственниками.

– Каковы планы предприятия на ближайшее будущее?

– Во-первых, мы надеемся, что выполним нашу производственную программу на этот год, которая предусматривает рост выпуска проката на 300 тыс. т.
Во-вторых, на следующий год мы возьмем на себя более высокие обязательства и существенно увеличим объемы производства.
Когда меня спрашивают, в чем заключается стратегия предприятия, я отвечаю таким образом. Любая стратегия на предприятиях такого ранга, как «Мечел», заключается в том, чтобы больше производить качественной и востребованной на внутреннем и внешнем рынках продукции, удовлетворяя все потребности заказчиков, зарабатывать больше денег, чтобы люди, работающие на комбинате, могли получать более высокую зарплату и улучшать условия свой жизни. Ради этого стоит работать и жить.


Показано
Всего ...307
Сегодня ...1


Уральский рынок металлов

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


09.12.2021/05:35

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.