Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

"Уральский рынок металлов", № 2, 2003 г.


Александр Палабугин, специальный обозреватель


До 1998 г. наиболее часто котируемыми ценными бумагами были акции компаний, проявляющих большую устойчивость в периоды кризисов. К ним относились, в первую очередь, предприятия нефтегазового сектора, а также работающие в сфере электроэнергетики и телекоммуникаций. Однако в последние два года ситуация существенно изменилась. И хотя по-прежнему основной оборот приходится на ценные бумаги предприятий нефтегазового сектора, нельзя не заметить растущего интереса участников фондового рынка к более широкому кругу эмитентов, в первую очередь, к предприятиям черной и цветной металлургии.


История развития российского фондового рынка

Общая капитализация российского рынка ценных бумаг не превышала в 1997 г. $ 100 млрд. Оборот российской торговой системы вырос с $10-20 млн. в день в 1996 г. до $ 60-100 млн. в 1997 г.

Ведущие компании стали думать о повышении своей прозрачности, пытались начать сотрудничество с акционерами, активно работали над улучшением инвестиционной привлекательности, что способствовало их выходу на международные рынки ценных бумаг.

По мере развития рыночных отношений и глобализации международного рынка капитала все чаще вставал вопрос интеграции России в мировое финансовое сообщество и выхода отечественных предприятий на международный рынок ценных бумаг. Основными путями более интенсивного включения страны в деятельность международного фондового рынка стали еврооблигации и депозитарные расписки.

Российские компании были вынуждены выходить на международный рынок, так как большая доходность государственных ценных бумаг переманивала иностранных инвесторов, а у отечественных или не было средств, или они не собирались ими делиться ввиду инвестиционной непривлекательности и ненадежности ценных бумаг, предлагаемых на внутреннем рынке.

При этом иностранные инвесторы предпочитали (и предпочитают) покупать ценные бумаги не непосредственно на российском фондовом рынке, а на международном в виде американских и глобальных депозитарных расписок. Основными методами размещения ценных бумаг в международном масштабе являются:
- Частное размещение;
- Размещение «по правилу 144А»;
- Открытое размещение;
- Размещение в виде депозитарных расписок;
- Эмиссия еврооблигаций.

Дадим краткую характеристику каждому из перечисленных методов.

Методы размещения ценных бумаг на международных рынках капитала

1. Частное размещение облигаций осуществляется среди квалифицированных инвесторов без специальных аудиторских отчетов. Механизм размещения строится на прямых контактах профессионального посредника с клиентом. При этом способе эмиссия размещается среди небольшой группы инвесторов. Как правило, в размещении этого типа участвует один управляющий займом и один инвестор. Такие облигации не проходят процедуру листинга на бирже. Этим способом можно привлечь 15-20% необходимого капитала у иностранных финансовых компаний.

2. «Правило 144А» вступило в силу 1 августа 1990 г. В соответствии с ним не нужно регистрировать финансовые инструменты, предназначенные для квалифицированных инвесторов, к которым относятся страховые и инвестиционные компании с объемом инвестиций в ценные бумаги неаффилированных лиц в размере не менее $100 млн. Этот тип размещения позволяет привлечь 20-35% необходимого капитала.

3. Открытое размещение требует проверки аудиторского баланса и проспекта эмиссии по стандартам Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам США или по Единому европейскому стандарту, при этом позволяет привлечь до 100% необходимого капитала.


Кризис-1998

1997 г. был «золотым годом» российского фондового рынка. За ним последовал кризисный 1998 г., от последствий которого рынок в полной мере не смог оправиться до сих пор. Проблемы накапливались постепенно. В 1997 г. в России было 40 000 публичных компаний. Из них только 3 000 потенциально привлекательных для портфельного инвестора. Лишь 300 эмиссий прошли процедуру листинга и котировались в российской торговой системе, и только 15-20 из них действительно являлись высоко ликвидными.

Кроме того, точно оценить российскую компанию было очень сложно. Существовало несколько факторов, которые потенциальный инвестор должен был иметь в виду, когда пытался определить целевую стоимость корпоративной бумаги. Если российская компания демонстрировала положительные показатели, рост и стабильность, это не означало, что надо немедленно приобретать ее бумаги. Необходимо было постоянно помнить, что акционер является только держателем акции. Будет он или нет получать средства при распределении прибыли, зависело от количества подлежащей распределению прибыли и пути ее распределения. Существовали многочисленные способы, которые позволяли прибыльным компаниям оставлять миноритарных акционеров ни с чем.

Также необходимо учитывать, что в России большинство требований и обязательств не отражаются в балансовом отчете в виде активов и пассивов. Фактически некоторые активы балансового отчета могут быть обязательствами и наоборот. Например, телефонная компания имеет определенное число телефонных линий. По международным стандартам они должны рассматриваться как актив. Однако на практике большинство из этих линий обслуживают низко доходные слои населения, которые не пользуются междугородной и международными линиями связи, и платят только ежемесячную абонентскую плату, которая не покрывает средние переменные издержки линии. А увеличить абонентскую плату или отключить невыгодного потребителя компания не может, поэтому такие линии должны рассматриваться как пассивы, а не как активы – ведь они генерируют постоянные отрицательные денежные потоки, которые компания не может прервать.

С другой стороны, медь, которую имеет УГМК под землей, стоит значительно больше, чем рыночная капитализация компании. Однако компания вынуждена содержать «раздутый» штат работников, так как массовые увольнения приведут к увеличению безработицы и усилению социальной напряженности, в чем не заинтересованы властные структуры. В обмен на поддержание социальной стабильности компания может рассчитывать на некоторые льготы, что в данном случае является ее активом.

Еще одним видом «пассивного актива» являются «социальные активы», например, детские сады или санатории, которые компания внесла в свой баланс еще с советских времен. Они обычно потребляют средства, не давая материальных прибылей.

Таким образом, к августу 1998 г. российский фондовый рынок подошел в неустойчивом состоянии. С одной стороны:
- были заложены основы законодательной и нормативно-правовой базы, инфраструктуры фондового рынка;
- создан развитый инструментарий;
- расширено участие в операциях на российском рынке ценных бумаг отечественных и иностранных инвесторов;
- появились различные категории участников рынка, объединения профессиональных участников.

С другой стороны нельзя не отметить:
- спекулятивный характер большинства операций, не заинтересованность отечественных эмитентов в работе на финансовом рынке, слишком высокую долю крупных пакетов акций у эмитентов, слабую вовлеченность в работу отечественных инвесторов, большую долю иностранных спекулятивных инвестиций на российском рынке;
- отсутствие единого подхода со стороны органов государственного регулирования. Зачастую их действия были не согласованны и определялись конфликтом ведомственных интересов;
- отсутствие системы взаимодействия органов государственного регулирования, отсутствие программы антикризисного регулирования рынка, что не привело к эффективному управлению ценовым риском, и не способствовало повышению инвестиционной привлекательности экономики страны в целом.


Акции или облигации?

Дефолт и последовавший за ним обвал на фондовом рынке надолго отбили у инвесторов охоту к вложениям в российские ценные бумаги. Обороты в 1999 и 2000 гг. по сравнению с «докризисным» 1997 г. были ниже на порядок. Однако у кризиса была и положительная черта. Резкое падение курса рублю по отношению к доллару сделало недоступным для массового потребителя большинство импортных товаров, и он обратил внимание на отечественные. Российские компании смогли воспользоваться сложившейся ситуацией, и значительное их количество увеличили свои доли рынка. Однако мало захватить рубежи. Гораздо труднее удержать завоеванные позиции. Это требует постоянно улучшать предлагаемый рынку товар, вкладывать средства в рекламу, маркетинг. И тогда компании вспомнили о фондовом рынке, как об источнике длинных, и относительно дешевых денег.

Главный недостаток привлечения финансовых ресурсов путем выпуска новых эмиссий акций – это изменение структуры акционерного капитала. Капитализация подавляющего числа российских компаний меньше аналогичных иностранных в десятки, а то и сотни раз, и измеряется у ведущих компаний сотнями миллионов, в лучшем случае, миллиардами долларов. Главными причинами этого являются страновой риск и риск корпоративного управления. Среди прочих можно отметить риск процентной ставки, реинвестирования, отзыва, валютный, дефолта и другие. В этих условиях акционеры получают свою прибыль не посредством получения дивидендов и увеличения капитализации своих вложений, а путем контроля за распределением финансовых потоков. Что приводит, с одной стороны, к опасности владения небольшим пакетом акций для инвестора. В этом случае его вложения могут быть на длительное время «заморожены». Так как платить дивиденды по обыкновенным акциям никто компанию заставить не может, и многие российские компании их не платят или платят в незначительном количестве. А с другой, «старые» владельцы компании рискуют полностью или частично потерять над ней контроль, не получив взамен адекватных денежных средств.

Поэтому выбора у предприятий не остается – надо идти на рынок корпоративных заимствований. При этом надо иметь в виду, что минимальная сумма, с которой имеет смысл выходить на рынок еврооблигаций никак не меньше $ 100 млн., что доступна только для очень ограниченного круга российских компаний в основном, опять же, представляющим нефтегазовый сектор экономики. Предприятиям же других отраслей, в том числе и металлургической, особенно из регионов, не остается другого выбора, как направить свои усилия на отечественный рынок облигаций.


Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России

Есть все основания предполагать, что 2003-2004 гг. станут годами корпоративных облигаций на российском рынке. Потому что:

1. У российских компаний очень низкое соотношение заемных и собственных средств, так что новые заимствования, если их, конечно, умело использовать, принесут только дополнительные преимущества, а не сколько-нибудь значительный дополнительный риск. Дефолт 1998 г. привел к крайне невыгодной комбинации высокой стоимости капитала, которая стала следствием оттока кредиторов с отечественного фондового рынка, и небольшим количеством привлекательных заемщиков. Так, у 57 ведущих российских компаний чистый долгосрочный долг сейчас составляет $13,8 млрд., тогда как капитализация всего российского рынка равна $ 62,1 млрд., или 22% от текущей капитализации российского фондового рынка. Причем, если исключить «Газпром», то совокупный долгосрочный долг российских компаний составит только $ 2,7 млрд. или 5,2% капитализации рынка без «Газпрома», которая в этом случае будет равняться $ 51,9 млрд.

2. При высокой рентабельности российских компаний увеличение объема заемных средств повышает стоимость собственного капитала. Банки охотно идут на выдачу кредитов российским предприятиям, особенно экспортно-ориентированным. Так, в 2002 г. нефтяные компании получили кредиты на сумму $700 млн., или 26% всего долгосрочного долга корпоративной России без «Газпрома». Многие отечественные компании, со своей стороны, заметно улучшили свое отношение к инвесторам, чтобы выглядеть привлекательнее в глазах заимодавца. В итоге, компании готовы вести себя образцово, а кредиторы готовы им верить, в том числе в долг.

3. Более низкие уровни доходности делают менее вероятными эмиссии акций, размывающие доли миноритарных акционеров. Так, «Мосэнерго» средства для погашения 9 октября 2002 года еврооблигаций привлекло путем размещения долговых обязательств, а не акций.

Все вышеперечисленное позволяет предсказать, что корпоративные эмитенты к середине следующего года смогут размещать свои облигации на срок от 3 до 7 лет под 8-10% годовых. Что делает их крайне заманчивым инструментом привлечения инвестиций.


Показано
Всего ...323
Сегодня ...1


Уральский рынок металлов

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


09.12.2021/04:07

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.