Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

"Уральский рынок металлов", № 2, 2003 г.


Александр Проскурин, обозреватель


По официальным итогам министерств металлургии и промышленности Свердловской области, металлургия среди прочих отраслей занимает первое место по объемам производства, машиностроение – второе, что неудивительно: для Урала обе отрасли – традиционно основополагающие. Стоят они рядом не только в статистических подсчетах; машиностроители – основные потребители продукции металлургов. Металлурги дают машиностроителям металл, из которого делаются машины, машиностроители, в свою очередь, поставляют на металлургические комбинаты машины, которые плавят, разливают, раскатывают металл. Симбиоз жизненный, который ничто не может нарушить. Поэтому изменения в одной отрасли сразу же отражаются на другой.

Что мы наблюдали в этом году в отечественной металлургии? С одной стороны, внешнеторговые войны принесли дополнительные объемы металла на внутренний рынок, с другой стороны, эти же самые войны, закрывая то там, то тут двери металлическому импорту, привели к росту цен, и чуть только пресловутые двери открылись, металл хлынул на внешний рынок с удвоенной силой. И это учитывая то, что за время ограничения импорта США российские металлурги освоили рынки Юго-Восточной Азии. В июне 2002 г. мировые цены выросли до уровня памятного своей благополучностью 2000 г., и отечественные предприятия переориентировались на экспорт почти полностью. Этому способствовала также отмена в России экспортной пошлины на продукцию черной металлургии, которая сначала была снижена с 5 до 3 %, а с июня 2002 г. вовсе отменена.

Ярким примером влияния усиления экспорта российского металла на машиностроительную отрасль может служить довольно острый дефицит оцинкованной стали в 2002 г. Сами металлургические комбинаты не могли полностью обеспечить потребности переработчиков, поскольку отправляли оцинковку на экспорт. Реальный дефицит вызвал к жизни спекулятивные моменты и спровоцировал дефицит искусственный, поскольку комбинаты начали действовать соответствующе, диктуя цены и условия поставки, в пик сезона предпочитая работать на спотовом рынке и игнорируя заключение долгосрочных контактов. Следует заметить, что производителей оцинкованной стали в России не так уж и много: фактически всего три: Магнитогорский металлургический комбинат, Нижнелипецкий металлургический комбинат и «Северсталь». Причем если «Северсталь» довольно активно работает на внутреннем рынке, то, например, липецкие и магнитогорские металлурги отправляют на экспорт от 50 % до 75 % своей продукции.

Радует то, что в этом году ММК наконец-то повернулся лицом к отечественным автомобилестроителям. Комбинат вышел на рынок автомобильного листа с новой продукцией. К своему 70-летию предприятие пустило два объекта, долгое время входившие в число приоритетов инвестиционной политики предприятия, – двухклетевой реверсивный стан холодной прокатки и агрегат непрерывного горячего цинкования. Эти объекты сделали ММК крупнейшим в России производителем оцинкованного стального автомобильного листа с первой группой поверхности, который идет как на любые внутренние детали кузовов легковых автомобилей, так и на лицевые детали авто. На российском рынке конкурентов у ММК в этой области пока просто нет.

Металлургический завод имени Серова, входящий в состав УГМК, сотрудничает не только с автомобильной, но и авиационной промышленностью. Горячекатаная и калиброванная сталь отправляется на предприятия авиационной промышленности в Самару, Нижний Новгород, Сарапул, Чебаркуль, Улан-Удэ, Уфу. На предприятии работает техническое представительство ФГУП «Авиатехприемка» при Российском авиационно-космическом агентстве, которое осуществляет жесткий контроль за качеством спецсталей для предприятий авиапрома.

Нижнетагильский металлургический комбинат активно приступил к реконструкции рельсобалочного и колесопрокатного цехов. Планируется вложить в эти проекты свыше $ 100 млн. Теперь колеса НТМК можно будет продавать не только МПС России для отечественных вагонов, но и за рубеж.

Первоуральский новотрубный завод сохранил объемы на рынке труб в период стагнации только благодаря ориентировке на машиностроение. На первом месте по потреблению труб ПНТЗ среди машиностроителей остается автомобилестроение – 36 %, тяжелое машиностроение – 32 %, химическое и нефтяное машиностроение – 13%. ПНТЗ ведет исследования совместно с АвтоВаЗОМ по улучшению коррозионной стойкости труб для машиностроителей.

«Северсталь» также весьма активно взаимодействует с машиностроителями. Недавно меткомбинат посетила делегация компании Volvo. На встречах рассматривались возможности закупки металла компанией Volvo в ОАО «Северсталь», а также производства комплектующих для техники Volvo на предприятиях ООО «ССМ-Тяжмаш». Также меткомбинатом совместно с европейским концерном Arcelor было созадно СП «СеверГал», которым был подписан контракт с бельгийской SMG на поставку технологической линии по производству горячеоцинкованного проката для автопрома, проектной мощностью 400 тыс. т в год. Вообще, «Северсталь» пошла в сотрудничестве с машиностроителями своим путем. В ее рамках образован собственный автомобильный дивизион. А одним из трех основных направлений бизнес-плана комбината декларировано активное расширение и развитие производства оцинкованного проката для автопромышленности.

Это частные примеры взаимодействия машиностроителей и металлургов. В целом же, в последние годы наблюдается некоторая перемена ролей металлургии и машиностроения. Традиционно считалось, что рост машиностроения улучшает положение дел в металлургии, так как увеличение продукции машиностроителей и спрос на нее стимулирует спрос самих машиностроителей на металлургическую продукцию.

Сейчас дела обстоят наоборот. В металлургии началась эпоха грандиозной модернизации. Металлурги поняли, что на станках с 60 % износом в Америку и Европу не въедешь, а там грядет вступление в ВТО и вроде бы должна начаться, наконец, конкуренция на равных с мировыми производителями, только как это – на равных, когда мы работаем на оборудовании, помнящем Демидовых?

Поэтому абсолютно все крупные металлургические предприятия проводят усиленную реконструкцию и замену оборудования согласно международным стандартам. ТМК, ОМК, ММК, Евразхолдинг, Мечел, «Северсталь», СУАЛ, УГМК – все известные холдинги, разобравшись с собственностью и проведя реструктуризацию бизнеса, решили, что от экстенсивного развития пора переходить к интенсивному. Для машиностроения это вылилось в многочисленные заказы на машины непрерывного литья заготовок, прокатные станы, печи-ковши.

К примеру, Уралмашзавод взаимодействует в плане модернизации практически со всем уральскими предприятиями: УГМК, НТМК, ММК. Особенно активно сотрудничество с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Недавно Объединенные машиностроительные заводы, куда входит Уралмаш, выиграли тендер на поставку заливочного крана для ММК. Изготавливать кран будет именно УЗТМ. В данный момент между ММК и Уралмашем ведутся переговоры об изготовлении еще четырех кранов разного назначения. В прошлом году Уралмашзавод уже выполнил заказ ММК, изготовив для комбината непрерывно-травильный агрегат, агломерационную машину, МНЛЗ №1. За все время сотрудничества УЗТМ поставлял Магнитке краны, агломерационные машины, блюминги и прокатные станы, машины непрерывного литья заготовок.

Сейчас внимание Уралмаша привлек другой крупный холдинг, также занявшийся интенсивным обновлением производства – ЕвразХолдинг, куда входят Нижнетагильский металлургический и Западно-Сибирский металлургический комбинаты. ОМЗ наряду с иностранными компаниями и Новокраматорским машзаводом представили Евразу на рассмотрение свой проект модернизации. Работает Уралмашзавод и с зарубежными компаниями. Так, в 2003 г. завод будет поставлять сварные ванны электролизера для норвежской компании «HMR Group As», а также изготовит перегрузочные машины для индийской атомной станции в городе Куданкулам. Сейчас УЗТМ работает еще над одним заказом для индийской атомной станции по производству двух полярных кранов (контракт на их изготовление заключен в сентябре прошлого года).

Казалось бы, все хорошо, металлурги, усиленно модернизирующие производство, обеспечивают спрос на продукцию машиностроителей, частные примеры внушают оптимизм, но с точки зрения самого машиностроения далеко все далеко не так безоблачно.

Дело в том, что сама машиностроительная отрасль давно требует модернизации. Чтобы производить современные машины и оборудование любых видов, нужны современное производство средств производства. А оно-то как раз у нас и хромает. Именно в станкостроительной отрасли – альфе машиностроения – сейчас царит старость. Парк инструментального и станкостроительного оборудования изношен более чем на 70 %. Поэтому, прежде чем радостно говорить о модернизации отечественной металлургии силами отечественных же машиностроителей, нужно задуматься, а возможно ли это, если машиностроители не могут произвести ничего принципиально нового и современного?

Если смотреть правде в глаза, модернизация сначала должна была начаться не в металлургии, а машиностроении, чтобы теперь наши металлурги не звали реконструировать свои производства иностранные компании. А сейчас, как всегда, встал вопрос о средствах, которые банки в полном объеме дать не могут, как не может обеспечить их приток и собственная машиностроительная продукция не самого высокого качества – следствие износа. И встал еще вопрос: как успеть? Время, отпущенное мировым рынком для российских производителей, истекает. Глобализация, единый рынок, ВТО, мировая конкуренция… все это для нас стало в равной степени как возможностью, так и угрозой. Но отступать некуда. Поэтому медленно, рука об руку, машиностроение и металлургия будут двигаться вперед, следуя общему делу – коренной модернизации. Им просто больше ничего не остается.


Показано
Всего ...353
Сегодня ...1


Уральский рынок металлов

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


09.12.2021/05:54

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.