Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

"Уральский рынок металлов", № 11, 2002 г.


Изменение климата


Для вступления в ВТО промышленные предприятия России должны соответствовать экологическим требованиям Конвенции ООН об изменении климата, но для этого необходимо улучшить инвестиционный климат в секторе экологического оборудования для промышленности. Своими силами компенсировать вред, наносимый окружающей среде, отечественные предприятия пока не в состоянии.



В Свердловской области все четче прослеживается тенденция повышенного интереса к экологическим проблемам, диктуемая требованиями международной конъюктуры. Причем внимание проблеме уделяют как чиновники, так и промышленники с учеными. Свидетельств внимания к экологической ситуации как минимум два – проведение многочисленных форумов по защите окружающей среды от техногенных воздействий промышленности, в том числе имеющих федеральный статус, и немалые бюджеты, предусмотренные предприятиями на экопрограммы. В свою очередь, заметно и стремление менеджмента предприятий перейти от декларативных намерений по защите окружающей среды к практической реализации экопрограмм, но для этого необходимо найти достаточное количество средств или изменить инвестиционный климат в секторе экологического оборудования для производства. Пока сделать так, чтобы западные инвесторы поверили в перспективы российской промышленности и предоставили гранты на покупку полного комплекса оборудования по очистке воды и воздуха, они не могут.

Между тем, по мнению экспертов и участников конференции «Привлечение инвестиций в экономику российских регионов в соответствии с механизмами Киотского протокола», проведенной правительством Свердловской области в прошлом месяце, вышеперечисленных проблем можно избежать, соблюдая требования российского законодательства и грамотно составив технико-экономическое обоснование проекта для западных инвесторов. По словам председателя экологического движения «Кедр» Анатолия Панфилова, участвовавшего в конференции, «ежегодно предприятия Свердловской области могли бы получать $70-80 миллионов, используя возможность, предоставленную Всемирным фондом дикой природы. Но для этого необходимо, чтобы страны, подписавшие Киотский протокол, его ратифицировали. После этого они получат право использовать западные гранты для экологической модернизации своих промышленных мощностей».


«Гибкий протокол»

Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (РКИК) была принята 9 мая 1992 г. и вступила в силу 21 марта 1994 г. В настоящее время сторонами конвенции являются более 190 стран, включая Россию и страны СНГ. Конвенция призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на безопасном уровне.

В последние десятилетия содержание парниковых газов в атмосфере очень сильно выросло: CO2 – более чем на одну треть, метана – в два с половиной раза. Появились и новые, ранее не существовавшие вещества с «парниковым» спектром поглощения, прежде всего, фторуглеводороды. Рост количества парниковых газов происходит из-за увеличения объемов сжигаемого топлива природного происхождения. Однако причина, по которой выбросы следует снижать, не столько климатическая, сколько экономико-энергетическая. Выбросы CO2 – сжигание топлива, запасы которого не безграничны. Эксперты уверены, что в дальнейшей перспективе человечество полностью откажется от ископаемого топлива и перейдет на энергию воды, солнца, ветра, биомассы.

Именно поэтому в конце 1997 г. на третьей конференции сторон РКИК в Киото был принят Киотский протокол РКИК, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. На настоящий момент протокол подписан 84 странами, включая все развитые страны и СНГ почти в полном составе. Россия также подписала документ, но пока не ратифицировала его. Вступление протокола в силу возможно только в случае его ратификации 55 государствами, причем страны, ратифицировавшие его, должны быть ответственны за 55% выбросов CO2. Здесь доля России составляет 17%.

По своему смыслу Киотский протокол является экономическим документом, он создает базу для организации рынка парниковых газов, на котором будут распределяться квоты на их выброс между странами-участницами договора. Квоты можно будет продавать, в том числе излишки другому государству. Данный экономический механизм международной кооперации основан на том, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, и назван «механизмом гибкости Киотского протокола». Действие механизма не только должно незамедлительно сказаться на состоянии окружающей среды, но для России после вхождения в ВТО открыть доступ отечественным товарам на западные рынки.

Специалисты, собравшиеся на конференцию «Привлечение инвестиций в экономику российских регионов» обсудили механизмы внедрения Киотского протокола и выработали рекомендации его воплощения в реальность, однако сразу предупредили, что документ заработает не скоро. По словам экспертов, подписанный в 1992 г. протокол будет ратифицирован только к концу 2002 г. То есть первых реальных шагов по его внедрению можно ожидать в начале 2003 г. А в полном объеме торговля квотами начнется в 2008 г.


Экологический рынок

Эксперты едины во мнении, что реализация данного протокола делает экологию экономически выгодной. Россия на данном рынке может стать лидером, так как ее доля в общем объеме мировых выбросов составляет 48%, а ресурс снижения выбросов – не менее 40%. Кроме того, по установленной в документе национальной квоте излишки России составят около 2 млрд. т углекислого газа на 2008-2012 гг. По оценкам экономистов, наша страна может получить около 20 млрд. руб. за эти пять лет. Что, естественно, будет выгодно и регионам, учитывая внутренние механизмы торговли квотами.

Основные принципы функционирования данного рынка уже намечены. По словам старшего советника Министерства иностранных дел РФ Николая Рациборинского, внутри страны для предприятий будет создана система лицензирования на право осуществления определенного объема выбросов в атмосферу. В случае превышения нормы выбросов для того, чтобы не лишиться лицензии, необходимо будет купить «свободную» квоту у другого предприятия. Разумеется, для того, чтобы рынок заработал, нужно будет проделать большую работу по созданию принципиально новой нормативно-правовой базы. И начинать ее следует уже сегодня, поскольку к 2007 г. страны-участницы договора должны будут предоставить национальные доклады по данной теме.

Механизм распределения национальной квоты между регионами пока не ясен, но понятно, что уровень их потенциала должен учитываться. В связи этим целью проведения конференции стала разработка жизнеспособных экономических механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование рынка парниковых газов, что, в свою очередь, позволит привлекать инвестиции в экономику регионов.

Участники конференции пришли к выводу, что более эффективно решать экологические проблемы позволит создание Ассоциации учредителей углекислого рынка, позволяющей промышленникам эффективнее договариваться. Свердловская область должна стать пилотным и главным регионом, где будет запущена программа по реализации механизмов Киотского протокола, тем более на ее территории уже действуют федеральная и областная программы по переработке техногенных образований и здесь имеется огромный опыт реализации экологических проектов.

Создание рынка парниковых газов будет безусловно выгодно региону. Вице-президент ОАО «СУАЛ-Холдинг» Василий Киселев считает, что это даст возможность за счет продажи квот привлекать дополнительные средства на модернизацию производства.


Уральские проблемы, или проблемный Урал

Сегодня многие промышленные предприятия УрФО в больших или меньших объемах заняты техническим перевооружением основных фондов, но на комплексную реконструкцию, включающую замену оборудования, отвечающего за улавливание вредных выбросов, средств у них нет. Однако руководство предприятий убеждено, что такой шаг позволил бы уменьшить штрафы предприятий за превышение лимитов выбросов.

Как заявила министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева, отныне предприятия будут заинтересованы вкладывать средства в технологии по сохранению окружающей среды, ведь чем больше разница между объемом выданной квоты и производимыми выбросами, тем большую долю квоты предприятие может продать на рынке, получив серьезную прибыль.

О том, что экологические проблемы Среднего Урала необходимо решать, убедительнее всего свидетельствуют цифры. По данным министерства экономики и труда Свердловской области, озвученные Галиной Ковалевой, на территории Свердловской области накоплено более 8 млрд. т промышленных отходов. Это двуокись серы, твердые частицы оксидов углерода и других вредных веществ, наносящие вред окружающей среде, что автоматически сказывается на здоровье человека. К примеру практически 80% территории Ямало-Ненецкого автономного округа вследствие недродобычи выведено из строя. Древесина вырубается на склонах гор, поближе к транспортным магистралям федерального значения, отходы не вывозятся. В результате мы имеем изменчивый климат, неустойчивую погоду и плохое здоровье населения.

На предприятиях Среднего Урала уже имеются определенные наработки по решению экологических проблем. Производители отечественного экологического оборудования предлагают фильтры и улавливатели, уступающие лишь немного западным аналогам, но позволяющие снизить в разы количество вредных выбросов. В свою очередь, сами предприятия цветной металлургии обладают оборудованием и технологиями, позволяющими извлекать из техногенных отходов сырье, пригодное для повторного использования в производстве. Одна из таких технологий успешно работает на Среднеуральском медеплавильном комбинате (предприятии, входящем в холдинг УГМК). Ценность подобных наработок возрастает на порядок в связи с повышением в 7-10 раз в текущем году государством платы за недропользование.

Тем не менее, в настоящее время в Уральском регионе только два крупных предприятия, действительно активно внедряющих экологические программы на своих предприятиях – ОАО «СУАЛ-Холдинг» и «УГМК-Холдинг» (так, вложения ОАО «СУАЛ-Холдинг» за период с 2000 г. составили $15 млн.). Думается, что с введением в экологию экономического механизма ситуация изменится.


Геннадий Скопов, начальник управления стратегического планирования УГМК:

«Именно сейчас проблема переработки техногенного сырья, к которому относятся шлаки и шламы, приобретает важное значение, поскольку сильно растут затраты на производство. Также очень быстро растет плата, вносимая добывающими предприятиями за недропользование. Это при том, что сегодня приходится вкладывать огромные деньги в разработку, а техногенное сырье является источником полезных ископаемых, накопленных за долгие годы работы предприятий. Естественно, забирая в переработку сырье, извлекая из отходов медь, цинк, свинец, олово, мы существенно снижаем затраты на производство и вовлекаем в переработку «лежалое» сырье, загрязняющее окружающую среду. Средства, которые необходимы для этой работы, требуются немалые. Но если вспомнить суммы инвестиций в освоение недр, разработки рудной базы, то появляется много положительных аргументов в сторону переработки техногена».


И.о. руководителя Департамента государственного контроля и перспективного развития в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по УрФО Иван Солобоев:

«Сегодня в Государственной Думе РФ находится два законопроекта «По недропользованию», которые четко должны определить механизм взаимной работы между природопользователями и бюджетом. В связи с ускорением процесса на повестке дня остался законопроект, предложенный Министерством природных ресурсов РФ. Он предусматривает более жесткие нормативы: прежняя плата за разрешенное размещение отходов, включая сбросы в воду, плюс плата, взимаемая за выбросы сверх нормативов. Средства в перспективе планируют распределять следующим образом: 20% – федерации, 30% – субъекту, 50% – муниципальному образованию. Там же предусмотрена льгота для природопользователей: до 70% можно оставить на предприятии для решения экологических проблем и проблем, связанных с изъятием ресурсов.

Но, чтобы получить льготу, нужно будет предметно аргументировать потребность в ней. Защита будет производиться в федеральных органах природных ресурсов. Сегодня есть Департамент природного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды МП по Уральскому федеральному округу. Во все остальных округах образованы главные управления природных ресурсов и охраны окружающей среды. Эти органы будут проверять методику начисления платежей и осуществлять контроль за их сбором, в том числе и за использованием льготной составляющей. Остается открытым вопрос, как будут называться соответствующие платежи, и следовательно, как будет происходить их отчисление. Минэкономики предлагает именовать платеж налогом, а Минприроды – целевым платежом.

Увеличение платы по всем видам экологических платежей существенное – до 10 раз. Нанесенный за долгие годы ущерб окружающей среде мы сегодня покрыть не можем, но для того, чтобы хоть как-то его компенсировать, вынуждены вводить компенсирующие платежи. В любой цивилизованной стране процент затрат на восстановление среды обитания колеблется от 38% до 52% затрат в денежном выражении. Мы же больше 3% на эти нужды не видим.

Хорошо, если руководство предприятий понимает проблему и ее решает. Пять лет назад на СУМЗе отвалы были в ужасающем состоянии. Сегодня заводу удалось добиться того, что 10% подаваемого в производство сырья – это отходы. На НТМК дробят отходы до десяти фракций и получают в итоге щебень и удобрения. Отрицательный пример – брошенные шахты Кировграда, которые сегодня никому не нужны. Для того, чтобы подобного не происходило, мы должны объединить усилия государственных органов и самих предприятий».


Показано
Всего ...276
Сегодня ...1


Уральский рынок металлов

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


09.12.2021/05:41

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.