Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

"Уральский рынок металлов", № 10, 2002.


Заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Цветмет»
Александр Кирмаров

Заместитель директора ООО «Март-НП»
В.Г. Артельных



Корр.: – Низка или высока сегодня рентабельность металлоторговли, и почему?


А. Кирмаров: – Рентабельность чистой металлоторговли (без учёта продукции собственного производства, которую могут выпускать некоторые металлоторговцы, а также продукции, полученной по «зачётным» схемам) в настоящее время не превышает 20% и имеет стойкую тенденцию к снижению. Это связано с целым рядом причин, таких, как: постепенное исчерпание запасов «старого» металла, закупленного несколько лет назад по ценам значительно ниже существующих; сложная экономическая ситуация, вынуждающая потребителей экономить на всём, в результате которой цена продукции становится решающим фактором выбора поставщика.

В настоящее время, чтобы удержаться на рынке, приходится постепенно снижать цену: она должна быть максимально близка к заводской. В этом случае уровень рентабельности отдельных сделок может быть от 2 до 5%.


В. Артельных: – В 1999-2000 гг. на товарный рынок пришли участники финансового рынка с солидным стартовым капиталом, организуя самостоятельные металлоторгующие фирмы. В это же время предприятия-производители стали создавать торговые дома, преследуя, прежде всего, цель разделения денежных потоков. Привнесеные в металлоторговлю организованные капиталы быстро ликвидировали искусственный дефицит металлопроката, кардинально изменив ситуацию на рынке: потребитель перестал заниматься поисками необходимого товара, а стал выбирать лучшие из предложений. Это значительно снизило рентабельность металлоторговли.


Корр.: – Каковы сегодня взаимоотношения между сбытовыми подразделениями крупных производителей, торговыми домами производителей и независимыми металлоторгующими компаниями?


А. К.: – В настоящее время взаимоотношения производителей или их официальных сбытовых структур с металлоторговцами часто носят конкурентный характер, так как, стремясь «забрать» все сбытовые функции себе, производитель просто не понимает важности и перспективности работы с дистрибьюторами, дилерами и другими оптовиками. Фактически эти структуры работают на производителя, занимаясь продвижением его продукции на местах, проводят исследования рынков, создают товарные запасы в местах концентрации потребления, самостоятельно кредитуют клиентов, способны оказать им большее внимание, предложить широкий перечень дополнительных услуг – то есть часто предлагают более выгодный для покупателя продукт, чем это делает производитель. Однако большинство металлоторговцев имеют у производителей тот же статус, что и другие клиенты (а иногда и более низкий). В результате производитель становится для посредника конкурентом, так как его цена часто привлекательнее для потребителя, а рыночной сути посредничества у нас в стране еще не осознали не только производители, но и потребители Последние предпочитают обращаться к производителям даже в том случае, если торговец на месте ему предлагает продукцию по той же цене, что и производитель.

Как показывает зарубежный опыт металлоторговли, а также элементарные экономические расчёты, использование оптового звена в распределении металлов является выгодным и оправданным. Поэтому, на наш взгляд, в дальнейшем отношения производителей и оптовиков будут постепенно налаживаться и приобретут некую стройность, когда интересы той и другой стороны будут разграничены и будут согласованы с интересами потребителя.


В.А.: – Торговые дома своим присутствием фактически не влияют на товарный рынок, так как произведенная продукция так или иначе реализуется предприятием. Однако, используя нецивилизованные, нерыночные методы конкуренции, например, искусственное ограничение доступа к произведенной продукции металлоторгующих фирм, как правило, мелких и средних, они выбивают эти фирмы с рынка. Но торговые дома как придаток предприятий-производителей, имеющие в известной степени узкий ассортимент продукции, не могут конкурировать с крупными торговцами металла, аккумулирующими на своих складах широкую и меняющуюся номенклатуру металла. Использование предприятиями-изготовителями трейдеров является временной мерой и не решает проблему конкурентной борьбы предприятий за рынок сбыта, так как трейдерам для существования в условиях жесткой конкуренции необходимо продавать продукцию различных производителей, и, накопив достаточные активы, трейдеры неизбежно становятся независимыми металлоторговцами.


Корр.: – Насколько велика необходимость расширения сервисных услуг в металлоторгующих компаниях?


А.К.: – Необходимость расширения сервисных услуг диктуется только спросом потребителей и определяется возможностями торговца. Как правило, для проката востребована услуга нарезки, особенно актуальная при покупке небольших партий (когда требуемые размеры меньше стандартных). Такая услуга предоставляется практически всеми торговцами и является практически стандартной. При заказе больших партий продукции требуемые параметры (размеры) оговариваются при заказе, поэтому необходимость резки возникает редко, и даже в этих случаях потребители предпочитают делать все операции у себя, так как это дешевле.

Транспортные услуги также востребованы достаточно редко (в основном при покупке небольших партий при значительной удалённости потребителя), так как практически все потребители имеют свой автотранспорт, который обходится им дешевле. Такие услуги, как отправка контейнеров, вагонов, сборных партий, мелких отправок, зависят от конкретной потребности и возможностей продавца организовать такую доставку. Однако стоит отметить, что в настоящее время все торговцы стремятся удовлетворить любую платежеспособную потребность потребителя, а потому изыскивают средства организовать такую отправку, которая требуется клиенту.


В.А.: – Чрезмерного расширения сервисных услуг ожидать не приходится: услуги сведутся по сути к небольшой раскрою металлопродукции. Изготовление металлоторговцами каких-либо металлоизделий – это уже другой вид деятельности: производство.


Корр.: – Предвидится ли сокращение числа металлоторговцев на рынке одновременно с их укрупнением?


А.К.: – С развитием полноценных рыночных отношений важнейшим вопросом выживания металлоторговцев станет повышение эффективности их деятельности. Как показывает наука и практика, одним из наиболее распространенных способов повышения такой эффективности является использование «эффекта масштаба», которое и достигается за счёт укрупнения и расширения объёмов деятельности. Вместе с тем, несмотря на то, что процесс сокращения числа и укрупнения металлоторговцев будет обязательно иметь место, определённая ниша останется и для небольших узкоспециализированных фирм, которые будут заниматься снабжением определённого предприятия (станут фактически «внешней» службой закупки) или впишутся в распределительную сеть какого-либо производителя, станут региональным дилером или дистрибьютором. Как показывают зарубежная и отечественная наука и практика, в системе распределения металлопродукции есть место и универсальным, и специализированным компаниям.


В.А. – Безусловно, крупные металлоторговцы вытесняют с рынка мелких и средних торговцев, но никогда не вытеснят их полностью, потому что не могут держать на своих складах специальную, нечасто используемую номенклатуру металла.


Корр.:– Насколько сильно влияние на рынок металла из Украины и Казахстана?


А.К.: – Влияние на российский рынок цветных металлов из Украины и Казахстана незначительное. Это связано с тем, что ассортимент продукции цветной металлургии, поставляемой на российский рынок, ограничен, существуют определённые трудности при поставках, связанные с таможенным оформлением, а цены незначительно отличаются от внутрироссийских.


Корр.: – Какие проблемы в экспорте металла сегодня самые острые?


А.К.: – Основная проблема, ограничивающая экспорт – это возмещение НДС экпортёрам. Также на экспортные возможности российских предприятий и организаций влияют существующие экспортные пошлины на цветные металлы, а также непредсказуемость экономики (изменение тарифов естественных монополий, законодательства, курса валюты, налогов. Это при том, что большинство иностранных потребителей предпочитают заключать только долгосрочные контракты (не менее года), тогда как в России ситуация даже за этот период может кардинально измениться.


Корр.: – Как повлияет на рынок вступление Росси в ВТО? Что изменится с появлением западного производителя и западных металлоцентров? Вероятно ли вообще появление последних?


А.К.: – Вступление России в ВТО может оказать на рынок определённое стабилизирующее действие – за счёт приближения цен на цветные металлы к мировым и их соответствия конъюнктуре рынка. В определённых отраслях это может привести (при условии, что зарубежные производители заинтересуются нашим рынком) к снижению цены на некоторые виды продукции (которые сейчас выше мировых). Это, в свою очередь, может стимулировать рост спроса на цветные металлы и определенное оживление в отраслях-потребителях (в случае, если вступление в ВТО не отразится отрицательно на их производстве).

Появление западных металлопроизводителей в России будет зависеть от перспектив потребления металлов, а также от действий российских производителей по регулированию своих цен. В настоящее время основными факторами, сдерживающими применение цветных металлов зарубежного производства, являются таможенное оформление и пошлины (которые могут быть упрощены при вступлении в ВТО) а также транспортные расходы, которые при нашей географии существенно удорожают продукцию.

Появление зарубежных металлоцентров на нашем рынке в ближайшей перспективе маловероятно – как вследствие ограниченности и туманных перспектив рынка металлоторговли (с участием оптовиков), так и с необходимостью крупных инвестиций в создание металлоцентров с неясными перспективами окупаемости. Нельзя забывать и о российских металлоторговцах, которые хорошо знают рынок и, конечно же, приложат все усилия, чтобы не уступить свое место зарубежным фирмам.


Корр.: – За счет чего сегодня в основном идет конкуренция?


А.К.: – В настоящее время основным фактором конкуренции являются цены и наличие необходимого ассортимента продукции на складе (так как потребитель часто хочет получить продукцию сразу). Сервис является важным дополнительным фактором выбора поставщика, но часто не определяющим.


Показано
Всего ...286
Сегодня ...1


Уральский рынок металлов

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


09.12.2021/04:40

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.