Информация
Предприятия
Публикации
Рынок труда
Ноу-Хау
Снабжение и сбыт
Прайс-листы
Доска объявлений




Услуги и сервисы Rusmet.Ru
Web-студия
Реклама
Подбор персонала
Контакты
Информеры
Индексы цен
Новости

Посетителей
Сегодня ...13
На сервере ...0

TopList
Круглосуточная поддержка



Публикации

Олег Михайлов, обозреватель


В зоне высокой турбулентности.


Около 15% общемирового спроса на титановую продукцию приходится на военное авиастроение. Этот показатель может вырасти до 20-25%.

Производители титана являются ключевыми поставщиками предприятий авиастроительной индустрии – отрасли, которая традиционно подвержена непредсказуемым взлетам и падениям. Прошлогодние теракты в США больно ударили по рынку воздушных грузовых и пассажирских перевозок, однако авиастроители и их поставщики не ощущают себя гарантированными от подобных «сюрпризов» и в будущем. Некоторые титанопроизводители полагают, что единственным способом удержаться на плаву для них является независимость от аэрокосмической промышленности.

После трагических событий 11 сентября 2001 г. и последовавшего за ними обвала аэрокосмического сектора мировая титановая промышленность переживает не лучшие времена. Кроме массированного сокращения объемов пассажирских перевозок, атака террористов привела к ликвидации или отсрочке заказов на самолеты и запасные части к ним – и, в конечном итоге, к сокращению объемов производства ведущими мировыми производителями титана.

В настоящее время гражданская авиация потребляет большую часть производимых в мире титаносодержащих изделий – в 2000 г. почти половина мирового потребления пришлась именно на ее долю. Данный сектор промышленности неоднократно был подвержен периодам резких подъемов и неожиданных спадов, однако за всю свою историю авиастроение никогда не переживало столь катастрофического обвала, как в 2001 г.

От 60 до75% всей титановой продукции американских производителей потребляется гражданским авиастроением. Остальная часть приходится на производство химикатов, медицинского оборудования и другие промышленные и прикладные отрасли. При этом в Японии, напротив, на долю гражданской авиации приходится всего 2-3% потребительского спроса, а большая часть титаносодержащей продукции (30%) уходит на нужды химических заводов. Ядерные и тепловые электростанции забирают по 20% титана, а оставшаяся часть поступает в строительный сектор и на производство медицинского и спортивного оборудования.

Европейская аэрокосмическая промышленность потребляет от 59 до 60% всего производимого в регионе титана. Другими ключевыми потребителями являются нефтегазовая и строительная отрасли.

Согласно данным британской консалтинговой фирмы Roskill, в 2000 г. общемировое потребление титана и титаносодержащих продуктов составило 56 тыс. т, причем еще 29 тыс. т в виде ферротитана пошли на нужды производителей стали и прочих сплавов. Подавляющая часть титановых слитков (95%) поступает на мировой рынок из США, Японии и стран СНГ, и лишь 3,6% производственных мощностей сосредоточено в Европе.

По данным Государственного статистического бюро США, наиболее крупные центры производства титановой губки расположены в России (в совокупности около 26 тыс. т/год), Японии (25,8 тыс. т/год), Казахстане (22 тыс. т/год), США (21,6 тыс. т/год), Китае (7 тыс. т/год) и на Украине (6 тыс. т/год).

Несмотря на то, что в 2000 г. совокупные мировые производственные мощности составляли 110 т титана в год, реально было произведено приблизительно 51 тыс. т (при определении последнего показателя не учитывается производство в США, данные о котором не публикуются в целях защиты коммерческих интересов титанопроизводящих компаний).

Показатели титанообрабатывающих предприятий напрямую связаны с состоянием международных рынков этого металла. Например, в США импорт титановой губки является основным источником данного сырья – как известно, в начале 2001 г. единственный американский производитель губки, компания Allegheny Technologies, остановила свои мощности на неопределенное время. В 2000 г. Соединенные Штаты импортировали 7240 т титановой губки, 7550 т отходов и лома и 1540 т слитков и проката. В течение того же года импорт российской губки составил 1200 т, что более чем в два раза меньше по сравнению с 2570 т, завезенными в страну в 1999 г. Снижение объемов импорта губки объясняется тем обстоятельством, что российские производители титана получили сертификат на соответствие качества продукции требованиям мировым стандартам аэрокосмической отрасли, что позволило им поставлять на рынок США титановый прокат. Соответственно, в 2000 г. экспорт данного продукта из России в США вырос до 1240 т по сравнению с 787 т, поставленными в 1999 г.

Значительным источником сырья для производителей титановых слитков остаются титаносодержащие скрап и отходы – доля их «участия» в производстве составляет приблизительно 50%. В 2000 г. американские титанопроизводители потребили 19,2 тыс. т производственного и амортизационного титанового лома. В том же году сталелитейная отрасль США переработала 6,5 тыс. т титанового и ферротитанового скрапа, на производство сверхсплавов пошло 700 т, а еще 700 т востребовали прочие отрасли промышленности.


Прерванный взлет

Накануне прошлогодних терактов в США титанопроизводящая отрасль начала выказывать признаки устойчивого подъема, последовавшего за двухгодичным периодом спада, вызванного переизбытком материала на рынке. Положительные явления наблюдались и в гражданской авиации, хотя рынок листа, штрипса и сварных труб оставался по-прежнему вялым. Как бы то ни было, радужным прогнозам участников рынка пришлось столкнуться с жестокой реальностью: наступило 11 сентября.

Сегодня большинство специалистов, так или иначе связанных с титановой промышленностью, придерживается единого мнения: последствия нынешнего обвала в аэрокосмическом секторе будут ощущаться еще длительное время – особенно в США. «11 сентября оказалось тяжким ударом для титанопроизводителей во всем мире», заявил Тим Руперт, президент Международной титановой ассоциации (ITA) и председатель совета директоров американской компании RTI International Metals.

В 1999 г. объем продаж в секторе гражданской авиации составил $52,9 млн. В 2001 г. этот показатель снизился до $50,4 млн., однако, по мнению Американской аэрокосмической ассоциации, объединяющей производителей пассажирских лайнеров этой страны, наиболее резкого сокращения продаж – до $39,2 млн. – следует ожидать в текущем году.

В области военного самолетостроения ситуация отличается завидной стабильностью – в 1999 г. объем продаж в данном секторе составил $35,8 млн., в 2001 г. – 33,7 млн., а в текущем году, согласно прогнозам аналитиков, ожидается увеличение продаж до $36,9 млн. Тем не менее, не вызывает сомнения тот факт, что это незначительное достижение не сможет компенсировать обвал на рынке гражданской авиации.

«С начала сентября прошлого года мы наблюдаем многочисленные отсрочки заказов и значительные урезания производства, сопровождаемые сокращениями рабочей силы и уменьшением закупок материалов, потребляемых аэрокосмической индустрией», сетует Дэвид Напьер, директор исследовательского центра Американской ассоциации аэрокосмической промышленности, которая объединяет авиастроителей страны.

Первыми от сокращения числа заказов, несомненно, пострадают поставщики самолетов для гражданской авиации, а уж вслед за ними удар последует по производителям титана. Специалисты концерна Boeing прогнозируют в текущем году 20%-ное сокращение поставок самолетов и запасных частей, а компания Airbus Industries объявила о программе замораживания до 2003 г. производства летных единиц до текущего уровня в 300-350 – по сравнению с предыдущим прогнозом в 400-450 самолетов.

По мнению Тима Руперта, последствия трагических событий прошлого сентября в полной мере дадут себя знать во второй половине 2002 г. Это объясняется тем, что, как правило, авиастроители размещают заказы у производителей титана на 18 месяцев вперед – а это, в свою очередь, означает, что прошлогодние портфели заказов у последних практически не пострадали. Однако сегодня производители готовятся к худшему. По оценкам Руперта, в прошлом году объемы поставок с титанопроизводящих предприятий США по забронированным заказам должны были составить 53-55 млн. фунтов (24-25 тыс. т) по сравнению с 52 млн. фунтов в 2000 г. Однако по результатам текущего года ожидается снижение поставок на 10-15%.


Мягкая посадка?

В данной ситуации крупным производителям титана не остается ничего другого, как снижать объемы производства в надежде привести запасы материала в соответствие с изменившимися требованиями рынка. В конце 2001 г. единственный американский производитель титановой губки, группа Titanium Metals Corp (Timet), объявил о значительном сокращении производства на заводах в Неваде и Пенсильвании. Ожидается, что этим дело не ограничится – компания планирует 40%-ное сокращение производства губки на заводе в Хендерсоне, где используется процесс вакуумной перегонки.

Кроме того, в прошлом году Timet остановил одну из трех электронно-лучевых печей (и значительно сократил выход другой) на заводе в Пенсильвании, где для получения титана использовался главным образом скрап. Комментируя данное событие, председатель компании Дж. Ландис Мартин заявил, что ввиду беспрецедентного обвала на рынке грузовых и пассажирских перевозок производителям титана следует готовиться к свертыванию операций приблизительно на 40%.

В ответ на падение потребительского спроса российское ВСМПО, единственный в стране интегрированный производитель губки и слитков, успешно работающий на рынке США, сократило производство всех видов продукции по крайней мере на 20%. По заявлению официального представителя ВСМПО, предприятие не является исключением из правила и, подобно своим конкурентам, предпринимает определенные шаги по улучшению ситуации на рынке.

До 11 сентября прогнозы относительно объемов поставок японских производителей титана были самыми радужными – по данным специалистов компании NTC Corp, отгрузка продукции с заводов и складов в текущем году должна была значительно превзойти и без того высокий уровень 2001 г, который изначально оценивался в 13 тыс. т. Однако после сентябрьских событий аналитики компании заявили, что в нынешних условиях говорить о каких-либо позитивных прогнозах вообще не следует.

Тем не менее, в Японии лишь незначительная доля всей титановой продукции идет на нужды авиастроения – в прошлом году большая часть материала была поставлена в другие отрасли промышленности в виде листа, штрипса и сварных труб. Как считает президент NTC Corp Такаши Нишимура, японским производителям удастся сохранить стабильность рынка посредством увеличения поставок промышленных продуктов, в то время как зависящим от аэрокосмической индустрии американским и европейским предприятиям придется гораздо хуже.

Большинство европейских потребителей титана урезали объемы своих заказов на 20-50%, а оставшуюся часть модифицировали в соответствии с изменившимися условиями рынка, важнейшим из которых является всеобщее падение спроса. В общем и целом ситуация на европейском рынке повторяет американский расклад, однако, в отличие от США, там не наблюдается повальной ликвидации заказов, хотя переносы сроков и отсрочки платежей в последнее время стали обычным делом.


Нулевая видимость.

Подобно большинству участников рынка, Тим Руперт считает, что в данный момент трудно дать полную оценку последствиям прошлогоднего сентября. Как и определить хотя бы приблизительные сроки следующего подъема в отрасли гражданского авиастроения и, следовательно, оживления потребительского спроса на титановую продукцию. Согласно наиболее оптимистичным прогнозам, это может случиться в 2003 г, хотя большинство аналитиков указывает 2004 г.

Единственным источником оптимизма остается военное авиастроение, на которое некоторые производители возлагают большие надежды. В данный момент около 15% общемирового спроса на титановую продукцию приходится на военное авиастроение, причем в последующие 2-3 года этот показатель может вырасти до 20-25%. И все-таки, по мнению Руперта, эта положительная тенденция не сможет компенсировать всех последствий спада.

Гражданское и военное авиастроение традиционно развиваются в противоположных направлениях, причем последнее, в отличие от первого, неизменно выказывает тенденцию к увеличению потребности в летных единицах.

С другой стороны, долгосрочные прогнозы состояния рынка выглядят более обнадеживающими. Председатель компании Airbus Industries Джонатан Скоффилд убежден, что к 2019 г. количество самолетов, используемых в гражданской авиации, вырастет до 19 тыс. по сравнению с 10 тыс., бороздящими небо сегодня. А это означает, что потребность отрасли в титане если не превзойдет, то уж точно не опустится ниже существующего уровня.


Новые горизонты.

Главной заботой современных производителей титана остается развитие новых отраслей применения их продукции с тем, чтобы снизить всегдашнюю зависимость от аэрокосмического сектора. Работа в указанном направлении представляется тем более важной, что производство в данном секторе изначально носило турбулентный характер и отличалось непредсказуемостью периодов спада и подъема. Пытаясь снизить себестоимость металла (титан обходится в несколько раз дороже, чем первичный алюминий), владельцы заводов ищут новые, менее дорогие способы производства, которые помогут сделать их продукцию более привлекательной для самых разнообразных рынков.

В настоящее время титан широко используется в изготовлении двигателей для гоночных автомобилей, однако до внедрения его в промышленное производство пока далеко – мешает все та же дороговизна. Тем не менее, специалисты Timet убеждены, что уже следующее поколение титановых сплавов по своему качеству и цене сможет составить реальную конкуренцию другим материалам, использующимся в американском автомобилестроении для производстве тех же витых подвесных рессор. А в Европе и Японии внедрение титана в эту отрасль идет полным ходом – взять хотя бы шатуны и компоненты клапанов для двигателей пассажирских автомобилей.

По мнению Тима Руперта, в недалеком будущем титан все чаще будет применяться в нефтегазовой промышленности в качестве толстостенных трубчатых опор для нефтедобывающих морских платформ. Уже сегодня, отмечает он, нефтепромышленники начинают отказываться от жестких стальных опор в пользу составных титановых, которые вдвое гибче, нежели стальные.

В Японии титан уже более 25 лет используется в промышленном и жилом строительстве, причем опыт этой страны успешно внедряется архитекторами в США, Канаде, Шотландии, Великобритании, Германии, Бельгии и Перу. Согласно данным аналитического подразделения Timet, проекты строительных сооружений с использованием титана разрабатываются в Швейцарии, Сингапуре и Египте.

Другим направлением диверсификации производства может стать изготовление клюшек для гольфа – в данный момент 90% клюшек для профессионального гольфа в США оснащены титановыми головками, а в целом по стране таким снаряжением пользуются 50% гольфистов.

Около 10% мирового потребления титановой продукции приходится на производителей кресел-колясок, компьютерных корпусов и ювелирных изделий, однако, по признанию последних, им не хватает поддержки прессы. На недавней конференции Международной титановой ассоциации представители данного сектора неоднократно заявляли, что могли бы освоить гораздо большую долю титанового рынка, если бы потребители были осведомлены о их деятельности. По мнению Эдварда Розенберга, президента американской ювелирной компании Spectore Corp, несмотря на всю консервативность производителей ювелирных изделий, в последнее время они приравнивают титан к таким благородным металлам как платина, золото и серебро. Розенберг считает, что при благоприятных условиях перечисленные выше отрасли могут потреблять не 10, а 35 и даже 45% титановой продукции.

Развивающимся рынкам «наземной» продукции – и прежде всего автомобилестроению, производителям потребительских и промышленных товаров – требуется титан, чьи характеристики значительно отличаются от высококачественного материала, потребляемого аэрокосмической отраслью. А потому, в то время как титанопроизводители ищут новые применения своей продукции, запасы высококачественного вторичного сырья постепенно истощаются. Постоянно растущие требования по отношению к качеству металла, выдвигаемые авиастроителями, вкупе с ухудшающимся качеством вторсырья могут уже в ближайшем будущем поставить серьезные проблемы перед поставщиками летных единиц для гражданской и военной авиации.

По мнению Тима Руперта, более широкое применение титановой продукции будет возможно после снижения ее себестоимости, которое привлечет потребителей из нетрадиционных отраслей. Естественно, на это потребуется время. Как бы то ни было, значительная часть титана навсегда «зарезервирована» предприятиями аэрокосмической промышленности. Насколько широко будут использоваться изделия из титана в повседневной жизни, покажет будущее. А до тех пор взгляды производителей будут прикованы к небу.


Показано
Всего ...1164
Сегодня ...1


Уральский рынок металлов

Если Вы хотите бесплатно разместить на нашем сервере Ваши публикации, свяжитесь с нами. Мы будем рады сотрудничеству.


09.12.2021/04:53

ВНИМАНИЕ!
Вся торговая деятельность переведа на новый торговый портал trade.rusmet.ru

Логин и пароль для входа в личный кабинет сохранились.